Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Культ фаллоса.

Согласно древнегреческой космогонии, в начале всех вещей было не творение, а рождение мира. Причиной же этого рождения является "слепая" сила Эроса, безликая Потенция, подчиняющаяся только велениям непостижимой Судьбы.

Эрос - это не "амуры" позднейшей римской поэзии. Это самый старый и самый первый по времени бог. Утренний птичий хор восхваляет Эроса, а лесные звери рёвом взывают к нему в азарте гона. Его дыханием вздымается широкая грудь моря и биением его сердца бьются сердечки под сонно вздымающимися персями юных дев. Это он превращает лесной шалаш в золотой дворец, это он уподобляет женское тело сладкозвучной лире. Богов заставляет надевать личину зверей, людей же ровняет с богами. Страшное самодовольство обуревает Эроса, ибо он видит, что власть его выше власти Зевса: господствует он и над Олимпом, и над нивородящей землёй, и всё, что обитает в водной пучине, воздаёт ему хвалу вечным ритмом любви. Даже там, куда без страха не могут заглянуть и боги, - в подземном царстве, - боготворят его сладострастную силу. Так было от начала времён: в проблесках первого утра мерцали искры его взгляда, а в журчании первых потоков звенел его волшебный смех. У тайного бога не было храмов. Только в Беотии был древний храм, ещё догреческого происхождения, в котором таинственный камень хранил его имя. Эрос не нуждается в храмах; любое сердце - божье или человеческое - его храм. Для него каждодневными возлияниями льются слёзы влюблённых, для него расцветают незабудки первых поцелуев, для него блестят влажные глаза в святилищах любовниых ночей, и к нему, срываясь с губ, устремляются молитвы, движимые тайными страстями.

Всем правит Эрос, названный Платоном и его последователями побудительной силой духовного возрождения, эстетического восторга и экстатической устремлённости к созерцанию Красоты. В простонародном же сознании эта возвышенная идея воплотилась в культе фаллоса.

Фаллический культ выражался в обоготворении половых органов - мужского (фаллос) и женского (ктеис) - и в поклонении этим "божествам" чрезвычайно разнообразными актами, начиная с приношения в жертву грибов [1] и персиков и кончая сексуальными оргиями. Мужским половым органам приписывались необыкновенные свойства и небесное происхождение. Подчёркивая это, греки, а затем и римляне нередко снабжали изображения фаллоса крылышками.

фаллос с крылышками
Dionysus Temple, Delos Island, Greece, 300 B.C.

Как в древней Греции, так и в древнем Риме изображения фаллоса из бронцы служили в качестве амулетов богатым женщинам; наиболее "нескромные" амулеты изображали тройной фаллос Осириса.

Фасцинус 1

Фасцинус 2

Бедные женщины носили на шее более "скромные" фаллические амулеты, сделанные из камня, дерева, фарфора, терракоты различных оттенков.

Фаллические амулеты

Гигантские изображения фаллоса воздвигались в храмах, и бесплодные женщины, желавшие иметь детей, увенчивали эти изображения разноцветными лентами и венками цветов, мазали их маслом, целовали их и садились на них обнажённым телом, прося их даровать счастье материнства. Небольшие фаллосы вешали над входами в дома и комнаты, выставляли в садах и огородах для охраны от "дурного глаза".

храм богини Тубтим в столице Тайланда

Культ этот царил не в одном только классическом греко-римском мире, откуда и пошло его название. Он одинаково был распространён у всех народов Земли во времена язычества [2], а в виде многочисленных пережитков сохранился до сих пор даже у народов цивилизованной Европы. Ещё так часто встречающийся среди нас обычай показывать "кукиш" ведёт своё начало именно от фаллического культа, так как изображение фаллоса, символом которого и является в данном случае "кукиш", в прежние времена повсюду считалось охранителем от колдовских чар и злых духов [3].

В древней Греции фаллический культ достигал своего апофеоза во время дионисийских карнавалов.

Обычно карнавал открывался весёлой процессией [4], участники которой несли амфору с вином, виноградные лозы (во время осенних Сельских Дионисий), корзинку с фигами. Девушки поднимали высоко вверх символ торжества жизни - фаллос, и носили его в процессии с особыми, так называемыми фаллическими песнями. Фаллос, фигурировавший на этих процессиях, делали из сырой красной кожи, придавали ему положение эрекции и подвешивали его к длинному шесту. Участники процессии привязывали себе небольшие фаллосы к бёдрам, мазали лицо винной гущей, наряжались в маски и шкуры козлов [5], а обручённые девушки должны были садиться верхом на бутафорское изображение огромного фаллоса, которому как бы приносили в жертву своё целомудрие. Восточная склонность к крайностям проявилась в египетских городах эллинистической эпохи; например, в Александрии, при Птолемее Филадельфе, носили в процессии фаллос длиной в 120 локтей, с венком на головке и золотой звездой на кончике.

При всём при этом явно ошибутся те, которые попытаются свести фаллический культ к безудержным всплескам ребячливой жизнерадостности. Наоборот, в этих фантасмагорических карнавальных шествиях смеющихся и плачущих "козлов" было глубокое сознание разлада между духом и материей. Человек страдал и умирал, и не было ему спасения пред законом смерти, который охранияется непреклонным Роком. Этот неумолимый, неизменный Рок подчиняет себе и самих олимпийских небожителей. При этом греческие боги тяжко страдают. Когда Геракл ранил Геру, "лютая боль безотрадная Геру богиню терзала!" Даже и "Солнце не преступит (положенной ему) меры: иначе его настигнут эринии, блюстительницы Правды", говорит Гераклит. Разгульный характер фаллического культа объясняется необходимостью периодического отбрасывания тех мер и норм, что регулируют мирское существование - другими словами, необходимостью временно уйти от действия закона, который мёртвым грузом давит в повседневности, и снова войти в состояние детской непосредственности, то есть в состояние рая.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Не только фаллосу жертвовали грибы, но и сам фаллос делали объектом жертвоприношений. Во время гиларий юноши, находясь в исступлении, отрезали себе половые органы (гиларии - ежегодные праздненства в честь Гилла - любимца Геракла, исчезнувшего при таинственных обстоятельствах).

[2] Древние евреи, как и все язычники, не только чтили фаллос, но и клялись детородными органами: "И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сём" (Быт. 24:9).

[3] Вообще обнажать свои половые органы считалось у многих народов охранительным средством против демонов. Точно так же поступил и Мартин Лютер. Желая прогнать дьявола, искушавшего его целую ночь, он показал ему заднюю часть тела.

[4] Эта процессия носила название "комоса" - отсюда современное слово "комедия", потому что во время этих процессий люди были веселы и пьяны от вина. Одетые в шкуры козлов, они устраивали представления смерти Диониса, из которых впоследствии родилась современная трагедия (букв.: "песнь козлов").

[5] Козёл, как известно, является постоянным атрибутом Диониса, входя в состав его фиаса и будучи его жертвенным животным. До нас дошло несколько вариантов мифов, связанных с этой темой. Согласно одному из них, Зевс превратил юного Диониса в козлёнка, которого Гермес отнёс к нимфам в Ниссу. По преданию, Икар первый сделал мех для хранения вина из шкуры козла, объевшего подаренные Дионисом виноградные лозы.


======================================================================================================

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Φαλλός с бубенцами



image

Источник Приложения.

Tags: античность, язычество
Subscribe

  • Путём Эпиметея.

    Согласно древнегреческой мифологии, после титаномахии Зевс доверил братьям Прометею и Эпиметею присматривать за человечеством. Прометей…

  • Фратрии и роды.

    В древности племена, ведущие традиционный образ жизни, делились на фратрии. Фратрий могло быть две или четыре. У селькупов, например, было две…

  • Древние мифы: бабочки без крыльев.

    "Мысль изречённая есть ложь". Из стихотворения «Silentium!» («Силенциум!» — «Молчи!», 1831)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments