Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Меритократия - власть достойных.

Меритократическая модель со своим девизом «каждому по его заслугам» направлена против несправедливого распределения политических ценностей, основанных на богатстве, знакомстве, связях, наследственности и т.п. В основе иерархического политического строения общества и государства должен лежать принцип зависимости должности только от способностей и достижений конкретной личности. Поэтому чем выше в политической иерархии должность, тем более умные и способные люди должны её занимать.

В современном обществе царит всеобщая вера в то, что всякий человек от рождения идеален и потому ему не нужно прикладывать никаких усилий, не нужно проходить никаких испытаний и тестов, чтоб доказать право называться человеком. Отсюда, кстати говоря, "права человека" и ювенальная юстиция. Другой взгляд на проблему - у Максима Горького, например. Его любимым выражением было: "Человек - что картошка: если как следует не поджарить - ни к чёрту не годится". То есть человек рождается обыкновенным говнюком, никуда не годным. Из него ещё предстоит сделать Человека, - и не факт, что что-нибудь получится. Однако в современном обществе нет структур, которые лепили бы из "говна" - "конфетку". В школе абсолютно ничего не говорят о том, что такое человек. Правда, на уроках биологии "проходят" кишки и прочие "потроха", но кишки - это не человек. То есть о самом главном в школе ничего не говорят. В институте - то же самое. В результате говнюки, пройдя курс школьного и институтского образования, так говнюками и остаются. Потом из этих говнюков формируется бюрократия, чиновники, министры, президенты. А мы смотрим и удивляемся: ну почему у нас такая вонючая власть? - Да потому что нет никакого даже самомалейшего отбора человеческого материала. У коммунистов была чистой воды профанация. Всех подряд принимали в пионеры, потом - в комсомол, потом - в партию. А сейчас даже и профанации нет.

В чистом виде меритократическая модель пока ещё нигде не применяется. Однако в современном Китае используются некоторые аспекты этой модели. Китай — самая большая страна и вторая по величине экономика мира, чье население превышает население Северной Америки, Европы, России, и Японии вместе взятых. Экономика Китая выросла в 18 раз с 1979 года. За последние пять лет в Китае было построено жилья больше, чем в России за всю её тысячелетнюю историю - от Рюрика до Путина. Фактическим архитектором современного Китая является Дэн Сяопин. Именно он спроектировал ту систему, которая сегодня позволяет Китаю показывать результаты лучше, чем многие признанные развитые демократические страны.

Экономический успех современного Китая вызывает всеобщее восхищение, но одновременно с этим, осознанно обделена вниманием политическая модель и институциональные особенности устройства Китайского общества. На Западе, да и у нас в России созраняется образ "красного Китая", тогда как на самом деле Пекин давно уже отошёл от догм марксизма-ленинизма. Ныне коммунистическая партия Китая - это не более чем организационная структура, внешняя оболочка, наполненная совершенно иным содержанием. Идеология КПК состоит из конфуцианства и идей конфуцианского меритократического правления.

Наглядный пример меритократии в действии – назначение последнего, пятого поколения китайских лидеров. Шесть из семи членов Постоянного Комитета Политбюро, как минимум, дважды занимали пост руководителя провинции, и каждый показал на своем посту впечатляющие результаты. Каждый из них доказал свою способность управлять типичной китайской провинцией, чей размер в среднем сопоставим с размером четырех-пяти европейских стран.

По замечанию профессора Жан Вейвея (университет Фудан, Шанхай), китайская меритократическая система делает невозможным, чтобы кто-либо настолько же некомпетентный, как Джордж Буш младший, когда-либо поднялся на вершину власти.

О глубоких же проблемах сегодняшней либеральной демократической модели свидетельствует финансовый и экономический кризис Европы и погружающейся в долговые обязательства Америки. Институционально же либерал-демократическая модель серьезно подвержена таким рискам как демагогия, краткосрочность (short-terminism), примитивный популизм, запредельное влияние денег, и той роли, которую играют «специальные интересы».

Идеал Авраама Линкольна «правительство людей, управляемое людьми, для людей» (government of the people, by the people, for the people), сегодня, по мнению нобелевского лауреата в экономике Йозефа Стиглица, превратилось в «правительство 1%, управляемое 1%, для 1% (government of the 1%, by the 1% and for the 1%).

Уинстон Черчилль назвал демократию «лучшей из худших» форм правления. В идеологии же конфуцианской меритократии, государство всегда должно бороться за лучший из наилучших вариантов, выбирая лидеров самого высокого калибра.

Китайская модель, с дальнейшим ее совершенствованием, к 2020 году сделает Китай самой большой в мире экономикой со всеми вытекающими экономическими и политическими последствиями, как для Китая, так и для остальной части мира.

Центр Шанхая

Возможна ли в России меритократия? - Всё возможно, если захотеть и приложить к тому усилия.

Как у нас ныне происходят выборы? Действующий президент выбирает себе "преемника" и предлагает этого "кота в мешке" народу. Никто о нём, кроме президента, ничего не знает, и поэтому все "голосуют сердцем", полагаясь на русское "авось". Авось он будет о нас думать, заботиться, работать в наших интересах... Однако сплошь и рядом почему-то происходит, что власть думает только о своих собственных интересах. До народа как-то руки не доходят... Да, существует "вертикаль власти", но в этой "вертикали" не "нижние" выбирают "высших", а, наоборот, "высшие" назначают "нижних". "Социальные лифты" блокированы. Человеку достойному "наверх" никак не пробиться за счёт своих достоинств. Только по "блату".

В статье ВЕЛИКАЯ ЛОЖЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (метафизика современной демократии) я уже писал о том, что в современных условиях демократия как политический институт "не работает". Дело в том, что большинство современного "электората" составляют некомпетентные люди: всякого рода выжившие из ума старухи и старики со старческим склерозом, пьяницы, забулдыги и прочие "слепые" телезрители. А для того, чтобы "слепой" народ знал, за кого голосовать, к его услугам различные "зрячие" политиканы, восхваляющие каждый своих кандидатов и соблазняющие массы программами, одна другой лучше. Для успеха же своей пропаганды партии нуждаются в деньгах: на наём помещений, на содержание аппарата, на издание газет, литературы, подчас на прямой подкуп избирателей. Так возникает зависимость политических партий от различных олигархических групп. Как заметил П. И. Новгородцев, "демократия практически всегда переходит в плутократию, власть немногих олигархов". Эти олигархи, имея в своих руках деньги и средства массовой информации, получают неограниченную власть влиять на выборы в пользу своих ставленников. Народу же отводится лишь роль безликого стада.

Современная пропаганда

А что, если повернуть эту систему наоборот? Все граждане разбиваются по территориальному признаку (то есть по месту прописки) на некие первичные избирательные общины. Количество членов первичной общины должно быть определено законом. В сельской местности попроще: там общину составляют жители деревни, которые более или менее знают друг друга. В городах первичную общину могут составлять либо квартиросъёмщики одного или нескольких рядом стоящих домов, либо работники одного предприятия, объединённые по корпоративному признаку. Каждая первичная община из своей среды избирает, допустим, на те же 4 года, старейшину. Он подотчётен избирателям и должен регулярно отчитываться перед ними о выполнении "наказов"; в случае неисполнения или некомпетентности, община имеет право сместить его и выбрать другого.

Далее. Избранные старейшины района собираются вместе и из своей среды, путём тайного голосования, избирают районного старосту. Районные старосты, в свою очередь, собираются, и из своей среды избирают губернатора. А губернаторы также из своей среды избирают президента. Который перед ними отчитывается и, в случае некомпетентности, может быть отстранён и переизбран заново.

Таким образом, вся власть будет зависеть от тех, кто выбрал их, то есть от "нижних", от народа, и будет, естественно, народной властью в самом прямом и непосредственном смысле этого слова. Тогда каждый достойный гражданин будет иметь реальный шанс быть избранным на самый высокий пост и послужить своими талантами народу и стране.

Система эта - крайне простая, предельно понятная и - главное - справедливая. Придёт ли она на смену современной несправедливой системе? Поживём - увидим.

Tags: Китай, государство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments