Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Золотой век.

"Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских.
Был ещё Крон - Повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили,
А умирали, как будто объятые сном...
"

Так древнегреческий поэт Гесиод (ок. 770 г. до Р. Х.) в своей "Теогонии" описал жизнь первобытных людей. По Гесиоду, при Кроне (Кроносе) на всей Земле существовал золотой век. Древние римляне отождествляли Крона со своим богом Сатурном, при котором народ жил в изобилии и вечном мире, не знал рабства, сословных неравенств и собственности. В память об этом счастливом времени римляне ежегодно, в конце декабря, совершали жертвоприношение - закалывали свинью - и устанавливали весёлый, разгульный праздник - сатурналии. В самом Риме святилище Сатурна находилось у подошвы Капитолийского холма и считалось древнейшим остатком доисторической эпохи Лация. Исконное (не-арийское) население Лация называлось Сатурновым; о поселениях, живших мирным трудом своих рук на лоне Природы, говорили впоследствии как об остатке Сатурнова поколения.

О той добродушной простоте нравов мы можем отчасти судить по обычаям, сохранившимся в современных традиционных обществах. Пройдя сотни километров по джунглям Либерии, Грэхем Грин не переставал восхищаться атмосферой доброжелательства и взаимной любви, царившей в племенах, находившихся вдали от современной цивилизации: "Меня покоряло мужество маленькой общины, едва поддерживающей своё существование в этой лесной пустыне... Их смех и способность радоваться казались мне проявлением самого высокого мужества. Говорят, что любовь изобрели в Европе трубадуры, но вот здесь она жила без прикрас цивилизации. Они были ласковы с детьми (мне редко доводилось слышать, чтобы ребёнок плакал, разве что при виде белого лица, и я ни разу не заметил, чтобы детей били), они были ласковы друг с другом, но в то же время не навязчивы, они не кричали, не скандалили и, не в пример европейской бедноте, никогда не давали выхода раздражению в грубой ругани и беспричинных драках. Здешние нормы вежливости давали о себе знать постоянно, и к ним приходилось применяться" (цит. по: "Емельянов Ю. Ю. Рождение и гибель цивилизаций. - М., 2000, с. 126).

При этом необходимо учитывать, что племена, ведущие традиционный образ жизни, смогли уцелеть и сохраниться до настоящего времени лишь в самых глухих и труднодоступных для "цивилизованного" мира местах планеты - австралийских пустынях, арктической тундре, африканских и американских джунглях. Все же сколько-нибудь плодородные и пригодные для жизни земли уже давно были "приватизированы" "бледнолицыми собаками", а туземцы, проживавшие на этих землях, частично были уничтожены (мужчины), а частично согнаны в бесплодные резервации (женщины, дети, старики). А для того, чтобы они в этих нечеловеческих условиях не смогли размножиться и, не дай Бог, потребовать назад свои земли, "цивилизованные" американцы (большинство из которых, кстати, являлись членами различных протестантских сект, - "имя им легион") намеренно уничтожили многотысячные стада бизонов - основной источник продовольствия индейцев.

Охотники и сейчас рассказывают про страну непуганных зверей - дикие края, где животные и птицы не боятся человека. Всё дальше и дальше те края - кажется, с нашей Земли они переместились в землю фантазии. А в те стародавние времена страной непуганных зверей была вся наша планета. Эпоха палеолита теперь воспринимается как одно бесконечное охотничье пиршество - двигаясь за обильными стадами, первобытные люди имели в достатке пищу. Причём, их "продовольственная корзина" была наполнена значительно более разнообразными продуктами, чем у современного городского человека. Даже те, кто сейчас живёт вдали от центров цивилизации, нередко питаются более разнообразной пищей, чем современные горожане. Изучение французским исследователем П. Гуру образа жизни небольшой деревни в Гане показало, что её жители использовали в своём питании 114 видов фруктов, 46 видов бобовых культур и 47 видов овощей и трав.

Такое разнообразие в питании обеспечивало людям Золотого века хорошее здоровье и долголетие, о чём свидетельствует и Библия (Быт. 5:3-31). Являясь специалистом в вопросах питания, Жозуэ де Кастро писал: "Когда человек потребляет разнообразную пищу, специфический недостаток какого-либо элемента сегодня возмещается завтра, тогда как при однородной диете недостатки такого рода накапливаются и с течением времени приводят ко всё более тяжёлым последствиям". Есть все основания полагать, что многие проблемы здоровья современных людей (особенно бурный прогресс раковых опухолей даже у молодёжи и детей) вызваны их однообразным питанием.

Да, с одной сторны мы ежедневно видим горы всевозможной снеди в супермаркетах и на рынках, в том числе и самые изысканные заморские фрукты, но, с другой сторны, большинство горожан может позволить себе шикарный стол только по большим праздникам, обычно же "продовольственная корзина" состоит из довольно ограниченного и однообразного набора продуктов. Я уж не говорю про инвалидов, пенсионеров, безработных, чей ежедневный рацион зачастую сводится к двум - трём пачкам "бомжатского" супа быстрого приготовления.

Современному "цивилизованному" обществу глубоко наплевать на мать - одиночку, которой нечем кормить своих детей. Однако в традиционных обществах, основанных по принципу семьи, каждый имеет право на пищу. Этнографы подчёркивают, что в общине право на пищу - это абсолютное (естественное) право. В 1966 году в США вышел большой труд антрополога Сервайса "Охотники" - об изучении оставшихся на Земле "примитивных", живущих общинами племён и народов. Особое место в нём занимает тема пищи и голода. Как-то раз учёный получил от эскимоса кусок мяса и поблагодарил его. Охотник почему-то огорчился, а старик-эскимос объяснил: "Нельзя благодарить за мясо. Каждый имеет право получить кусок". Сервайс пишет, что в общинах нельзя и даже неприлично благодарить за пищу - этим ты как бы допускаешь саму возможность не поделиться куском, что нелепо и противоестественно.

Впрочем, глубокие и серьёзные исследования традиционных обществ встречаются довольно редко; гораздо чаще можно встретить пошлые и примитивные рассуждения о первобытности. Мол, некогда в первобытном обществе больных били и лишали пищи [1] - чтоб другим неповадно было болеть. И это не было злодейством. Это, мол, было тогдашним уровнем сознания. Увы, именно эти взгляды чаще всего популяризируются в печати со ссылкой на учёные степени их авторов.

На самом деле, жизнь людей в Золотом веке была пропитана атмосферой доброжелательства и взаимной любви. Эмоциональная привязанность побуждала "первобытных" людей заботиться даже о тех, кто по своим физическим способностям мог быть только обузой для близких. Об этом свидетельствует антропологическая находка "Ромито-2" - палеолитический скелет 17-летнего карлика в врождённой акромезолитической дисплазией (см. "Пример сострадания" в журн. "В мире науки". - 1988, № 4, с. 66-67). Если бы первобытные люди были "дикарями", они сразу же бы избавились от этого "лишнего рта", ещё при его рождении, как поступают современные "цивилизованные" женщины, совершая искусственное прерывание беременности. "Дикари, - пишет один из западных этнографов, - встречаются только в нашем цивилизованном обществе, их порождает цивилизация" (цит. по: Мень А. История религии. - М., 1991. Т.1. С. 159).

Можно также с уверенностью сказать, что представление о том, что древние люди одевались в звериные шкуры, грубо закреплённые на одном плече, рождено прежде всего незнанием того, как на самом деле кроились их одежды. Известно, например, что эскимосы, имеющие в своём распоряжении шкуры зверей и самые примитивные орудия труда, давно научились шить довольно изящные меховые изделия. Канадский этнограф Фарли Моуэтт рассказал, как, не обладая никакими инструментами, кроме игл из рыбьих костей, старая эскимоска быстро скроила ему идеально пригнанное бельё и верхнюю одежду из оленьего меха. Эта одежда была совершенно непохожа на те нелепые лохмотья, в которые одеты люди, изображённые на картинах и в фильмах о жизни в Каменном веке.

Какой была по своему покрою и виду древняя одежда, говорит найденная в Бурети - на реке Ангаре, в Сибири - верхнепалеолитическая статуэтка, вырезанная из бивня мамонта. Вся её поверхность, кроме лица, покрыта углублениями, которые условно передают меховой костюм в виде комбинезона, плотно облегающего тело. На голове статуэтки изображён капюшон, тоже покрытый такими же ямками.

siberia-3
Статуэтка женщины из становища Буреть на берегу Ангары (40 000-25 000 до н.э.) (спорная датировка)

Одним из заблуждений современной науки является её представление о "первобытном страхе" и его главенствующей роли в генезисе религиозного сознания вообще и религиозных институтов традиционного общества. Но, скорее всего, подобная идея - экстраполяция психологии современного, уже предельно отчуждённого от Природы человека на мировосприятие человека архаичной эпохи. Ведь именно так, как правило, чувствует себя современный горожанин, оказавшись в лесу, в степи, в любом неочеловеченном уголке Природы. Однако абсолютизировать подобные ощущения - абсурд. Для первобытного человека Природа выступает в противоположном качестве - как Мать родная: она и накормит, и укроет. Люди первобытной эпохи жили в таком неразрывном единстве с Природой, в каком пребывает дитя в чреве матери. Знали и чувствовали её, как никто из нас, ныне живущих. Это единодушие чедовека с Природой, как бы одно с нею дыхание, и есть источник магии - сверхъестественной власти над естеством, ибо магия есть природо-ведение [2].

Европейцы до сих пор удивляются способности первобытных охотников в африканской пустыне находить десятки съедобных растений и понимать язык зверей, а ведь к началу XXI века охотничьи племена сохранили лишь жалкие крохи своего прошлого знания. Но и этих крупиц хватило для того, чтобы известный французский геоморфолог, исследователь Африки и Гренландии Жан Малори сказал, что после Сорбонны эскимосы стали его вторым университетом.

Наиболее поразительная черта бушменов - их глубокое знание животного мира. Им не только, что называется, "в лицо" известно каждое животное и даже насекомое, но известны и их повадки, характеры, мимика, образ жизни и манера поведения. Подкрадываясь к пасущемуся стаду, охотник-бушмен способен "перевоплотиться" в страуса, маскируясь перьями и до мельчайших деталей подражая походке и повадкам этой птицы. Бушмены любят демонстрировать пантомимы, изображая какое-нибудь животное, при этом в такой степени входя в образ, что у зрителей пропадает чувство реальности: да полно, человек ли это? [3] Конечно, человек, и бушмен, исполняющий пантомиму, не преминет об этом напомнить, юмористически обыграв какую-нибудь смешную черту в поведении изображаемого им животного. Настоящий театр!

Да, театр. Хотя по представлениям "цивилизованных" людей - знатоков Фрейда и Дарвина - эти "первобытные дикари" должны целыми днями рыскать по лесам, степям и болотам в поисках пропитания, вечером у костра пожирать добычу, урча и рыгая, а потом быстренько удоблетворять свои сексуальные потребности и заваливаться спать, чтобы утром начать всё сначала [4].

В 1972 году американский учёный Маршалл Д. Саллинз выпустил книгу "Экономика каменного века". Саллинз убедительно доказал, что для добычи пищи "дикому человеку" нужно в день потратить всего 1 - 2 часа - гораздо меньше, чем продолжительность рабочего дня в самых демократичных и "цивилизованных" странах. Примерно столько же придётся потратить на прочие необходимые работы - например заготовку дров, ремонт жилища, изготовление одежды и украшений. А всё остальной время человек - сам себе хозяин...

бушмен
Бушмен и осиротевший гепард совершают совместную вечернюю прогулку.

Для удовольствий и развлечений оставалось достаточно времени и энергии. Большое место в творчестве бушменов занимала песня. . Песней женщины приветствовали удачливого охотника, с песней бушменки коротали вечера.

Одной из самых очаровательных традиций бушменов было ухаживание за невестой. Чтобы выразить своли чувства, юноша делал крошечный, изящно украшенный лук и миниатюрную стрелку из расколотой кости, и стрелял этой стрелкой в свою избранницу. Если та ломала стрелку, значит, претендент потерпел неудачу. Если же она оставляла её неповреждённой, то это означало взаимность. Как тут не вспомнить о стрелах Купидона (Амура) из древнегреческой мифологии!

chimba-3

chimba-7

Современный человек представляет себе людей традиционных обществ глубоко несчастными. Андрей Миронов в фильме "Бриллиантовая рука" поёт:

"Весь покрытый зеленью, абсолютно весь,
Остров Невезения в океане есть...
Там живут несчастные люди-дикари,
На лицо ужасные, добрые внутри...
"

Однако, на самом деле, дело обстоит как раз наоборот: люди современного общества - глубоко несчастны (о чём свидетельствует вал самоубийств среди подростков, алкоголизм, наркомания, психические расстройства), а люди традиционных обществ - счастливы. Потому что всё, что нужно для счастья, не покупается за деньги. Счастье никак не зависит от наличия автомобиля или яхты. Недаром говорят: "С милым - рай и в шалаше".

У бушменов в пустыне Калахари сохранились ещё островки первобытного рая. Но цивилизация неумолимо наступает, и бушмены исчезают вместе с гепардами. Их осталось всего около 30 тысяч человек. Они исчезнут, как исчезли прежде них десятки и сотни племён под давлением цивилизации. Они, как дети, не могут сопротивляться людоедам.


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Это ни что иное как экстраполяция современных методов лечения на первобытное общество, ведь именно так зачастую поступают с больными в российских психиатрических лечебницах, о чём без конца говорят и пишут, "а воз и ныне там".

[2] В этом смысле магия является предшественницей современной науки.

[3] Вот она - подлинная, реальная магия! А то, что мы видим в одноимённой книге Папюса, ничем иным, как "бредом сивой кобылы", назвать нельзя.

[4] Здесь опять угадывается экстраполяция жизнедеятельности современных "бомжей" - продукт "цивилизованного" общества - на образ жизни первобытных людей.
Tags: традиционные общества
Subscribe

  • Революционер.

    "В Советской России пятиконечная красная звезда, согласно Кибальчичу, впервые была использована на военной форме кронштадтских моряков во главе…

  • Тупой психоанализ.

    "Согласно психоанализу, птица во всех мифологиях символизировала эрекцию, а змея - мужской половой орган", - говорит Ю. М. Бородай в своей…

  • Могильные круги.

    Могильные круги в Эстонии. Руины сводчатой минойской гробницы «мегалитического типа». Камилари. Гераклион. Нач. 3 тыс. до Р.Х.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments