Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Нигилизм.

Николай Бердяев дал глубокую и основательную характеристику нигилизма.

"Нигилизм есть характерно русское явление.

Его главным идеологом признаётся Писарев.

Тип русского нигилиста был изображён Тургеневым в образе Базарова, который говорит: "умру - лопух вырастет".

В основе русского нигилизма лежит православное мироотрицание, ощущение мира лежащим во зле, признание греховности всякого богатства и роскоши жизни. Все силы должны быть отданы на освобождение трудового народа от непомерных страданий, на создание условий счастливой жизни, на уничтожение суеверий и предрассудков, условных норм и возвышенных идей, порабощающих человека и мешающих его счастью. Это - единое на потребу, всё остальное - от лукавого.

Нигилизм считает греховной роскошью не только искусство, метафизику, духовные ценности, но и религию.

Это есть вывернутая наизнанку православная аскеза, безблагодатная аскеза.

Нигилизм есть восстание против неправды истории, против лжи цивилизации; требование, чтобы история кончилась и началась совершенно новая, вне-историческая или сверх-историческая жизнь.

Умственный аскетизм нигилизма нашёл своё выражение в материализме; более утончённая и глубокая философия была объявлена грехом.

Отношение русских нигилистов к науке было идолопоклонническим. Наука, - под которой понимались, главным образом, естественные науки, в то время окрашенные в материалистический цвет, - стала предметом веры.

Греховными почитались государство, право, традиционная мораль, ибо они оправдывали порабощение человека и Природы.

Замечательнее всего, что русские нигилисты легко шли на жертвы, шли на каторгу и на виселицу. Они были устремлены к будущему, но для себя лично они не имели никаких надежд, ни в этой земной жизни, ни в жизни вечной, которую они отрицали. Удивительная жертвоспособность людей нигилистического миросозерцания свидетельствует о том, что нигилизм был своеобразным квази-религиозным феноменом.

Не случайно в русском нигилизме большую роль играли семинаристы, дети священников, прошедшие православную школу. Добролюбов и Чернышевский были сыновья протоиереев и учились в семинарии. Ряды разночинной "левой" интеллигенции пополнялись в основном из духовного сословия.

В среде семинарской молодёжи второй половины 50-х годов и начала 60-х годов назревал бурный протест против упадочного "синодального" православия XIX века, против обскурантской атмосферы духовной школы, против безобразия духовного быта.

Культурный уровень нигилистов-шестидесятников был ниже уровня культуры Чаадаева, И. Киреевского, Хомякова, Грановского, Герцена. "Идеалисты" 40-х годов интересовались, главным образом, гуманитарными науками, философией, искусством, литературой. Нигилисты 60-х годов интересовались, главным образом, естественными науками и политической экономией, что определило уже интересы большевистского поколения русской революции.

ДобролюбовДля понимания генезиса русского нигилизма очень интересен образ Добролюбова. На нём можно видеть, в какой душе родились нигилистические и революционные идеи. Это была структура души, из которой выходят святые. В детстве и в ранней молодости он был очень религиозен. У него было сильное чувство греха и склонность к постоянному покаянию. Он не мог себе простить, если он съедал "слишком много" варенья, слишком долго спал и т. п. Он нежно любил своих родителей, особенно свою мать, и он не мог примириться с её смертью. Он также не мог примириться с низменностью быта русского дворянства, с его обскурантизмом и невежеством, с отсутствием всякой реализации христианства в жизни. Добролюбов чувствовал себя окружённым "тёмным царством". Его главная статья, написанная по поведу Островского, называется "Луч света в тёмном царстве". Добролюбов мечтал о светлом счастье для человека, но сам этого счастья не знал, жизнь его была безрадостная и он умер почти юношей от чахотки.

ЧернышевскийЧернышевский, как и Добролюбов, был сын протоиерея. Его первоначальное образование было богословским, он воспитывался в семинарии. Он был очень учёным человеком, настоящим энциклопедистом, знал и богословие, и философию, историю и естественные науки, но, прежде всего, был экономистом. Как экономиста его очень ценил Маркс. Чернышевский был очень кроткий человек, у него была христианская душа и в его характере были черты святости. Он был приговорён к семи годам каторги и после этого провёл ещё 12 лет в Восточной Сибири в исключительно тяжёлых условиях. Сибирь и каторгу он вынес как настоящий подвижник.

Чернышевский написал утопический роман "Что делать?", который стал как бы катехизисом русского нигилизма, настольной книгой русской революционной интеллигенции. "Что делать?" - аскетическая книга, что-то в роде наставления в благочестивой жизни русских нигилистов. Герой романа Рахматов спит на гвоздях, чтобы закалить свой характер и приучить себя выносить страдания и мучения."

Кстати, вот таких людей, как Чернышевский и Добролюбов, и можно назвать подлинными революционерами. Именно благодаря их подвижнической жизни и самоотверженному служению идее высшей справедливости, социалисты стали популярны в народе. Они создали ореол святости вокруг социализма. Ну а потом уже, на этой святости стали паразитировать приплывшие из Америки троцкие и понаехавшие в запломбированных вагонах ленины. В конце концов главным паханом революционером стал уголовник Коба Джугашвили.

Сталин

Tags: имперская Россия
Subscribe

  • Рюрик, подельник Батыя.

    1203 - "Взят бысть Кыев Рюриком и Олговичи и всею Половецьскою землею. И створися велико зло в Русстеи земли, якого же зла не было от крещенья…

  • Государства и пирамиды.

    "Вся художественная культура стадии возникновения первых государств, установлений и законов независимо от местных вариантов проникнута…

  • Когда появилась рыночная экономика?

    Дэвид Гребер в своей монографии "Долг: первые 5000 лет истории" показывает, что деньги и рыночные отношения возникают лишь там, где…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment