Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Иероним Блаженный (2).

Продолжение. Начало см. Иероним Блаженный (1).

При ближайшем рассмотрении легко обнаружить в жизни Иеронима ту ниточку, которая связывала его с мирской жизнью; не оборвав эту последнюю нить, не мог он отрешиться от воспоминаний и мечтаний, не мог успокоить "глад похоти". Среди всех лишений только одного лишения не мог Иероним вынести: остаться без своей библиотеки, которую он взял с собою в пустыню. Он спрашивал: "Что общего у Псалтири с Горацием? У Евангелия с Мароном? У Цицерона с Апостолом?" - и всё-таки: "Когда много лет тому назад я отказался от родителей, сестры, родственников - и что ещё труднее - привычек богатого обихода ради Царства Небесного и отправился в Иерусалим, как воин Христов, я всё же не мог обойтись без библиотеки, которую собрал в Риме с великим прилежанием и трудом. И я, окаянный, постясь в пустыне, тут же намеревался читать Туллия. После частых бдений ночных, после слёз, которые из глубины сердца исторгало у меня воспоминание прошлых грехов, я брал в руки Плавта".  Дни и ночи каялся Иероним, и всё-таки снова впадал в прежний грех интеллектуального пиршества, и снова рука тянулась к сочинениям Вергилия, Цицерона и Овидия, дабы насладиться поэзией их стихов. Когда же после такого потакания своим слабостям он принимался за чтение ветходаветных пророков, его "ужасала необработанность речи".



На почве увлечения классиками произошло известное событие в духовной жизни Иеронима - вещее видение Страшного суда Божия. "И вот, когда так искушал меня древний змий, - пишет Иероним, - приблизительно в середине Великого поста горячка овладела телом моим и без всякого ослабления - что даже невероятно - до того снедала всё тело моё, что остались почти одни кости. Готовились уже похороны, и жар жизненной силы едва теплился только в одной груди, тогда как остальное тело уже начинало остывать - как вдруг, восхищённый духом, я был привлечён пред трибунал Судии, где было столько света, так молниеносно сиял блеск окружавших Его, что, упав на землю, я не осмеливался взглянуть вверх. Спрошенный о том, кто я, я сказал, что я - христианин. Но Тот, Кто восседал, ответил: "Ты лжёшь. Ты - цицеронианин, а не христианин. Где сокровище твоё, там и сердце твоё". В конце концов Иероним (в своём видении) воскликнул: "Господи, если когда-нибудь я буду иметь светские книги, если я буду читать их, значит, через это самое я отрёкся от Тебя". "Это, - добавляет Иероним, - был не обморок, не пустой сон" [1].

После того как Иероним уничтожил свою библиотеку, терзавшая его душу двойственность между Евангелием и Мароном исчезла, и он выздоровел.

В 377 году он оставил пустыню и совершил путешествие в Константинополь, где был рукоположен на пресвитерское служение. В Константинополе Иероним служил в одной из церквей, а в свободное время часто слушал Григория Богослова и переводил беседы Оригена на книги пророков Иезекииля и Иеремии.

В 382 году Иероним возвратился в Рим и стал служить в одной из римских церквей. Доселе мы видели почти исключительно "развратный Рим". Но теперь, наряду с крайней распущенностью нравов, слагался иной строй жизни, притом в таком слое общества, где этого всего менее можно было ожидать. Знатнейшие и образованнейшие римские женщины, жёны и дочери сенаторов, ведшие свои родословные от Агамемнонов, Сципионов и Гракхов, образовали тесный кружок лиц, связанный интересами христианской веры и отчасти узами родства. Сюда входили Паула, её дочери Евстохия и Блезилла, Лея, Азелла, Принципия и другие.

Для многих из них духовное возрождение сопровождалось коренной ломкой всего прежнего уклада жизни: "Те, - писал Иероним о Пауле и Евстохии, - которые путешествовали на руках евнухов и трудным делом считали переход по неровной местности, для которых прозрачные шёлковые одежды были в тягость и жар солнца казался пожаром, те теперь в грязи и уничижении - и всё-таки более сильные по сравнению с прежним: они или приготовляют светильники, или растапливают печь, метут полы, чистят овощи, бросают в кипящий горшок пучок зелени, накрывают столы, подают посуду, разливают кушанье, бегают то за тем, то за другим". "Сколько раз она [Блезилла] на своих плечах носила больных, поражённых жёлтою немочью и невыносимо смердящих! Сколько обмыла гнойных ран, на которые другой был бы не в силах даже взглянуть! Своими руками раздавала пищу и вливала питьё в уста живых трупов... Знала, чего не сделал когда-то по отношению к Лазарю богатый и как поплатилась за это надменная душа его" (Лк. 16:19-31). С 12 лет "заключив себя в теснины одной комнаты, она [Евстохия] услаждается широким пространством рая". Она постится, носит грубую тунику, терзающую её юное тело. "Никогда она не появлялась в публичных местах, не говорила с мужчинами. Почти невольно поспешала она к преддверию мученичества" (Карсавин Л. П. Монашество в средние века. - СПб., 1912, с. 10). От непрестанных молитв у некоторых выростала на коленях "слоновья кожа". "Затвердения, как на коленях верблюдов, она [Азелла] намозолила на святом теле своём непрестанностью молитв".

Общность судьбы и духа сблизила Иеронима с этими римскими подвижницами. Обладая гибким умом, сильной волей и прекрасными манерами поведения, Иероним оказывал на своих почитательниц огромное влияние, много способствуя исправлению нравов изнеженного Рима. Он написал бесчисленное количество писем, которые были обращены в основном к знатным светским женщинам и содержали наставления, как сохранить девственность.



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Позднее Алкуину было такое же видение по поводу Вергилия. Но Алкуин остановился на компромиссе, как и Августин: христианские авторы поступают с языческими подобно евреям в книге Второзакония, которые своим пленницам брили волосы, стригли ногти, обряжали их в новое платье, а затем брали в жёны.

Tags: христианство
Subscribe

  • О выборах.

    Пишут, что какие-то депутаты требуют отменить итоги выборов в России "из-за многочисленных нарушений". Ну, ей-богу, как дети малые и…

  • Советские баи.

    Из книги И. Л. Андреева "Тамтам сзывает посвящённых" (М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 81): "Как-то мне пришлось работать в…

  • Почва для произрастания демократии.

    "Социально-психологической «подложкой» ряда наиболее благополучных и успешно развивающихся стран современной эпохи являются…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments