Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Рюрик.

Древнейшие слои Новгорода датируются 944 годом - на Троицком раскопе и 953 годом на Наревском раскопе (Андреев В. Ф. Северный страж Руси. -Л., 1989, с. 23). Датировки точны, так как основаны на годичных кольцах тысяч деревьев, которыми были вымощены новгородские улицы.

Язык новгородских берестяных грамот указывает на западнославянские корни новгородцев [1]. Придя из земель ободритов, они принесли с собою и руническую письменность, общую у ободритов и датчан. Культурная близость между новгородцами и прибалтийскими славянами-ободритами приводила к тому, что между их князьями заключались даже династические браки (Шамбаров В. Е. Русь: дорога из глубин тысячелетий. - М., 2002, с. 399).

В самый разгар экспансии викингов умер Гостомысл, князь новгородский. Согласно повествованию древнейшего источника русской истории - Киевской летописи, написанной в середине XI века и носящей заглавие "Повесть временных лет", - послы новгородские "идоша за море варягом" и "реша (т. е. сказали) чудь, словене, и кривичи, и весь: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет (т. е. нет власти, в средневековье немыслимой в отрыве от персонального правителя). Да пойдете княжити и володети нами". Посольство прибыло к Рюрику, который являлся внуком Гостомысла по дочерней линии и остался его законным наследником. Летопись рассказывает, что Рюрик принял предложение и в 862 году пришёл и стал править в Ладоге (Альдейга) со своими братьями Синеусом и Трувором.

О Рюрике известно очень мало, и то, что известно, - гадательно и спорно. Даже само его имя - это не имя, а прозвище, означающее "Сокол" [2]. Давно уже доказано, что "братья" Рюрика - Синеус и Трувор - родились в истории из-за неверного перевода летописцем какого-то скандинавского источника: "пришёл Рюрик с родственниками своими (sine hus) и верной дружиной (thru voring)". Некоторые российские историки, в своей наступательной операции на позиции норманнистов, столь увлеклись лихим кавалеристским наскоком, что стали серьёзно утверждать, что на Руси не было никакого Рюрика, как и его "братьев". В таком случае непонятно, откуда же мог взяться Игорь Рюрикович, реальность которого всеми признаётся.

Ошибка летописца подчёркивает один важный момент - "придворные" хроники времён Рюрика писались руническими письменами, едва ли знакомыми Нестору, жившему в Киеве спустя сто лет. Эти письмена свидетельствуют о неславянском, варяжском, чужеземном окружении первого русского князя. Это согласуется и с другими известными фактами. Женой Рюрика была Ефанда из рода норвежских конунгов, а правой рукой и советником, позже опекуном наследника Игоря, стал брат Ефанды Вещий Олег. Династия Рюриковичей до XII века сохраняла тесные связи со Скандинавией, неоднократно принимая на службу наёмные отряды варяжских воинов. Со временем, ассимилировавшись, варяги превратились в "русских" бояр [3], они обосновались в бревенчатых замках, имели собственные дружины и деревни с подданными ( т. е. обложенными данью) славянами. Они стали, так сказать, наследственной дружинной аристократией при доме Рюрика, физически уничтожив славянскую племенную верхушку и тем самым разрушив традиционные родоплеменные отношения восточнославянского мира.

Споры о Рюрике ведутся относительно происхождения российской государственности. Некоторых чрезмерно "патриотичных" историков почему-то никак не устраивает сравнительно непродолжительная, тысячелетняя история Руси. Если академик Рыбаков продлял историю русской культуры и государственности вглубь на 5 - 7 тыс. лет, а смелый фантаст Петухов говорил о 12 тысячелетиях "подлинной истории русского народа", то Асов вычитал из "священных книг" истину "о двадцати тысячах лет, в течение которых рождалась, гибла и вновь возрождалась Русь" (Асов А. И. Славянские боги и рождение Руси. - М., 2000). Но и это ещё не предел: в русской "Ригведе" В. М. Кандыбы арийский праотец славян Орий переселился на Землю из космоса за 18 миллионов лет до н. э. И это всё излагается, с позволения сказать, на полном серьёзе. Как верно заметил В. Ларионов, "у нас на полях отечественной истории бродит вирус атипичного идиотизма".

Историкам до сих пор не удалось аргументированно доказать возведение славянами хотя бы одного города на территории Древней Руси. А это значит, что вплоть до появления варягов славяне жили традиционными родо-племенными общинами, в которых градостроительство исключено по определению. Первые города (кроме Киева, который основали хазары [4]) на Руси были построены варягами в качестве промежуточных баз-острогов для набегов на Византию по волхово-днепровскому пути "из варяг в греки". Жизнь таких городов подчинялась скандинавским традициям. Город возглавлялся конунгом или ярлом, который обсуждал все вопросы со старшими дружинниками-боярами и выборными от горожан. Общее собрание горожан, вече - это скандинавский "тинг".

Укреплённые города норманны строили потому, что они не могли мирно и безопасно проживать в деревнях туземцев-славян. В ноябре, по первому снегу, варяжские конунги с дружинами выходили на "полюдье" - сбор дани, как об этом сообщает Константин VII Багрянородный (905 - 959) в трактате "Об управлении империей" [5]. Славян силой принуждали плать дань, и, чем более можно было с них брать, тем более брали; за эту дань варяги не принимали на себя никаких обязательств оказывать какую-либо помощь со своей стороны подданным; их власть имела не государственные, а наезднические или разбойничьи черты. Возвратясь с "полюдья", добычу делили между князем, дружинниками и горожанами. Ежегодно в апреле в Константинополь отплывала флотилия из нескольких сотен судов, везшая на продажу собранную на "полюдье" добычу: меха, мёд и тысячи рабов - преимущественно пленных славянских девушек.

Историки обычно отмечают, что первые "русские" правители занимались работорговлей, причём продавли своих подданных. Но, скорее всего, не подданных, а тех, кто противился их власти. Это был как раз способ добиться повиновения от тех, от кого они хотели получать дань. Выбор был такой: либо платите дань и мы оставляем вас в покое до следующей зимы, либо платить отказываетесь и тогда мы забираем ваших детей для продажи в рабство. Конечно, если девушка была очень красивая, то никто не мог дать гарантии, что она останется с родителями и после уплаты дани.

Карта торговли в Балтийском регионе в эпоху раннего средневековья
Карта торговли в Балтийском регионе в эпоху раннего средневековья из сборника Славяне и Скандинавы


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Из недавно изданной книги "Древненовгородский диалект" А. А. Зализняка можно узнать, что древние новгородцы говорили на западнославянском наречии, близком западнославянским диалектам, легшим в основу современного польского языка.

[2] Отметим, что на Руси геральдическим символом князей-Рюриковичей был именно сокол. В стилизованном виде пикирующий сокол - "тризуб" - сохранился поныне в украинской символике.

[3] Боярство на Руси поначалу формировалось из варягов-наёмников. Термин "боярин" образовался от шведского boljar - служилый, имущий. Постепенно иноземное боярство восполнялось русским и превращалось в боярскую думу.

[4] Одно время везиром Хазарии был сын Кия, основателя Киева - Ахмад бен Куйя (годы правления 930 - 950).

[5] Если сравнить это описание с тем, что даёт Снорри Стурлуссон XIII век) в своём "Круге земном", рассказывая о ранних норвежских конунгах того же IX века, то картина получится точно такая же: и там конунг с дружиной всю зиму перемещается по всей подвластной ему территории, собирает дань и кормится у местного населения.

Tags: Древняя Русь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments