Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Олег.

Продолжим начатый в Рюрик небольшой экскурс в историю происхождения государственности у древних славян "восточного розлива".

Согласно летописи, Рюрик умер в 879 году, оставив сына, которого звали Игорь, по-скандинавски Ингвар, то есть "младший". Поскольку Игорь, по словам летописи, был "детескъ вельми" ("очень мал"), временно обязанности князя исполнял воевода по имени Хельги, то есть Олег.

"Хельги" - это даже не имя, а титул скандинавских вождей, означавший одновременно "колдун" и "военный вождь". Князь сочетал в себе функции древних арийских царей: он был вождём дружины и верховным жрецом в одном лице. Как установили филологи, прозвище Олега - "вещий" - во времена Нестора отнюдь не означало "мудрый", а относилось исключительно к волхволванию [1]. Именно за это, с точки зрения христианского летописца, и постигла его Божья кара - смерть "от змеи". Добавим к этому, что "вещий" - это славянская калька со скандинавского Хельги. Так что Вещий Олег лингвистически - "масло масляное".

Олег

В первые годы княжения Игоря Олег постоянно воевал с наседавшими шайками варяжских разбойников. Известно, что в конце IX века Ладогу захватил конунг Эйрек, в дружине которого находился берсерк Грим Эгир ("Великан моря"), по силе и удали превосходивший своего вождя. От руки Грим Эгира погиб ладожский конунг Хреггвид ("Древо бури"). Над ним насыпали курган, вокруг которого потом происходили чудеса. В конце концов Олег изгнал варягов, занял Псков и в 883 году обручил малолетнего Игоря с псковитянкой Ольгой. Ольга - это женский род имени Олег. Здесь мы вновь сталкиваемся с титулом, не зная настоящего имени исторического лица. Вероятно, Ольга, как и Игорь, во время обручения была ребёнком.

В том же году Олег собрал дружину и пошёл на Киев. В Киеве находились двое бояр Рюрика, Аскольд (известный в скандинавских сагах как Хаскальдр) и Дир (Дюрре) [2], но они со своими дружинниками, по всей видимости, были наёмниками у хазар. Олег каким-то образом выманил Аскольда и Дира из города на берег и казнил обоих, после чего занял Киев. Провозгласив Киев "матерью городов русских" [3], он воссел на великокняжеский стол, обладая властью духовной и светской, прообразовав собой будущий принцип русской православной монархии, в которой царь, через особое таинство миропомазания, наделялся священной властью главы Вселенской Церкви.

Судя по летописным рассказам, всё первое время правления Игоря только Олег без конца трудился, "утирая пот за Русскую землю", то есть грабя и "примучивая" то северян, то радимичей, то вятичей. Приходилось постоянно "наказывать" уличей, которые упорно отказывались платить дань. В "Повести временных лет" так описываются эти события: "... Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по чёрной кунице. Отправился Олег на северян и победил их, и возложил на них лёгкую дань, и не позволил им платить дань хазарам, говоря так: "Я враг их и вам им платить незачем". В 885 году Олег отправил послов к радимичам с вопросом: "Кому дань даёте?" (на современном жаргоне: "Кто вас "крышует"?). Те отвечали: "Хазарам". Тогда Олег заявил: "Не давайте хазарам, а мне давайте".

Таким образом, Олег, собирая повсюду данников ("подданых"), невольно формировал начатки русской государственности. Со временем восточно-славянские племена, объединённые варяжскими конунгами в новый супер-этнос, станут называться именем своих завоевателей - "русами", "русскими". Как в древней Римской империи множество племён и народов назывались "римлянами" (хотя римлянами по рождению на самом деле не являлись), так же произойдёт и со славянскими племенами.

В 907 году Олег отправился грабить ромеев (византийцев). Набрал он войско из подвластных ему племён [4] и отправились они на конях и на ладьях, коих было у них 2000. В каждой ладье было по 40 воинов. И пришли они к Царьграду. И запросили ромеи мира. Тогда прибил Олег свой щит к вратам города, как символ того, что город сдался без боя. И потребовал Олег по 12 гривен на ладью (то есть всего 12 x 2000 = 24000 гривен, что составляет 128 тонн серебра!). Получив откуп, а по дороге ещё немного пограбив, возвратился Олег в Великую Швецию (так норманны называли земли к северу от Чёрного моря).

Олег в Царьграде

Под 907 годом "Повесть временных лет" сообщает, что при заключении мира от имени Вещего Олега с византийскими императорами Львом и Александром (соправителями) "Олга водивше на роту (клятву), и мужи его по Рускому закону кляшася оружием своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьем богом, и утвердиша мир".

Главным условием мира было требование о выплате Руси византийцами ежегодных денежных "укладов" - дани. Забегая вперёд скажем, что все последующие конфликты Руси с Византией происходили оттого, что империя, пользуясь тем или иным поводом, отказывалась платить дань, а Русь стремилась заставить её выполнять прежние обязательства.

Можно спорить о том, что означал термин Русь во времена консолидации Киевской Руси, но во время первых киевских князей он, несомненно, означал норманнскую княжескую элиту восточно-славянских земель и дружину, состоявшую первоначально из варягов. Об этом говорят не только заимствованные из северогерманского языка термины "князь" и "витязь", но и финское "руотси", означающее "швед". Целая система этнонимов северной лесной полосы сформирована в летописном русском языке на основе финской речи, и она однотипна: "весь", "лопь", "сумь" (финск. суоми), "водь", "чудь", "русь"... Так что речка Рось под Киевом здесь совершенно ни при чём.


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Во многих текстах былины о Вольге он именуется Волхом (В)сеславьевичем, то есть "волхвом". С точки зрения языческого мировоззрения Волх (В)сеславьевич - даже и не имя, а скорее почётный титул типичного вождя и жреца. В дальнейшем в народном представлении архаичный образ Вольги слился с исторической фигурой князя-жреца - Олега Вещего.

[2] Согласно "Повести временных лет", где-то в 864 году, двое бояр Рюрика, Аскольд и Дир, отправились на юг, в Константинополь, искать счастья. А по дороге заняли подвластный хазарам Киев, где и утвердились.

[3] Объявление Олега о том, что Киев будет "матерью русским городам", говорит о ещё сильной привязанности Олега к нормам норманнской речи. Почему матерью, а не отцом? Ведь в славянской речи "город" - мужского рода. Зато в северогерманской, скандинавской, родной для него речи и "крепость", и "город" (нем. die Burg и die Stadt, швед. borg и stad) - женского рода.

Вообще говоря, город есть символ матери; он - словно женщина детей своих - бережно охраняет в себе своих жителей. Поэтому понятно, что богини-матери, Рея и Кибела, изображались увенчанными короной в виде городской башки. Город и женщина - понятия тождественные.

Кибела

[4] Летопись говорит о войске Олега, как состоявшем из "варяг, словен, и чуди, и кривичей, и мери, и полян, и северы, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев". Так в совместных походах формировалось межплеменное воинское братство и складывался этнос, позднее получивший название "русские".
Tags: Древняя Русь, город, государство, язычество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments