Л. А. Зарубин в своей статье "Сходные изображения солнца и зорь у индоевропейцев и славян" выложил интересный материал, содержащий многочисленные "реликты" архаической матриархальной символики.
В славянском фольклоре и в индоарийских Ригведе и Атхарваведе, сохранились образы Солнца и его спутниц - Зорь. Эти образы восходят к древним представлениям - от первоначальных фетишистских (Солнце в виде кольца, колеса) до позднейших антропоморфных. Наряду с фольклорными и литературными источниками, сохранились также славянские и индоарийские изображения Солнца и Зорь. Однако эти изображения, славянские и индоарийские, между собой до сих нор не сравнивались, и не объяснялся смысл некоторых изображений. Настоящая статья является попыткой восполнить до некоторой степени этот пробел (1). В статье сравниваются индоарийские памятники скульптуры (I в. до н. э.- XI в. н. э.) со славянскими памятниками скульптуры и живописи. Рассматриваемые изображения подчас примитивны в технике исполнения, но высокопоэтичны и представляют значительный научный интерес
Обзор дневного пути Солнца (от восхода до заката). В приводимых рис.1-3 Утренняя Заря выпускает Солнце на небосвод. И конце этого пути Вечерняя Заря приготовилась встретить Солнце на закате
Так, в Новгородской Хлудовской псалтыри конца XIII в. (Исторический музей в Москве) на стр. 278 об. древнерусский художник нарисовал миниатюру на тему: Молящийся всю ночь Исайя (рис. 1). Он изобразил двух женщин. Одна из них - огненно-красная (возле нее надпись: зоря утренняя) - держит и правой руке красное Солнце в виде кольца. В ее левой руке - лежащий на плече факел, оканчивающийся ящичком, от которого идет светло-зеленая полоса, переходящая затем в темнозеленую(2). Полоса эта заканчивается в правой руке другой женщины зеленого цвета; возле нее надпись - зоря вечерняя. Из складок её левого рукава выглядывает птица. О том, что утренняя заря, по представлению народа, светлее вечерней, сказано в белорусской песне: Вичерния заря - ясна, свитавая (утренняя) - ящо ясьней (3), и в русской песне: Ложилась я спать в темную вечернюю зорю.., вставала я в красную утреннюю зорю (4).
Восточнославянский фольклор также знает две зари. К ним взывали люди о помощи. Например: Умоюсь я в утреннюю зорю утренней росою и очерчу себя безымянным пальцем и скажу: Гой еси ты Заря утренняя и ты Заря вечерняя, пади ты на мою рожь, дабы она росла, как лес высока, как дуб толста!"» (5). «Я свою скотину заговариваю, дъвеми зарами - раньняй и вечерняй - застановляю (6).
О том, что кольцо являлось символом Солнца, свидетельствует старинная игра у русских и чехов: искание золотого кольца - солнца, скрытого...во мраке зимних облаков и туманов. При этом пели: Наше золото пропало, оно порохом запало, призаиндевело. В фольклоре можно найти и другие факты, свидетельствующие, что Солнце называлось кольцом (7).
В древнем индоарийском сборнике Атхарваведе упоминаются две зари Ушас (VIII, 9, 12). О Солнце в обществе Зорь говорится также в другом гимне Атхарваведы (VII, 22, 2). Антропоморфные богини зорь были известны не только у славян и индоарийцев, но и у ираноарийцев (Уша), греков (Эос), римлян (Аврора), латышей (Аушра), армян, хеттов.
В Ригведе находим и древний образ Солнца в виде колеса - I, 130, 9; I, 174, 5; I, 175, 4; IV, 28, 2; V, 62 и др. Подобное представление сохранилось и в славянском фольклоре. В известные годовые праздники у славян и немцев зажигали колесо, которое, по свидетельству средневековых писателей, принималось за священное изображение солнца. Русские поселяне, встречая во время масленицы весеннее солнце, возят сани, посредине которых утвержден столб, а на столбе одето вертящееся колесо. У болгар декабрь назывался коложег, т.е. месяц возжжения солнечного колеса - время, когда нарождается Солнце. В Ишимском уезде говорили про отсталых людей: Жили в лесу, молились колесу. В народных песнях пели: Колесом-колесом сонычко в гору йде, Сонце колесом у гору идзеть. Солнце называлось колесом в Эдде - у англосаксов, шведов, датчан, готов (10).
Утренняя Заря выносит Солнце. Еще в одном из гимнов Ригведы (V, 80, 1) утверждалось: Богиня Ушас (Заря) приносит Солнце. Без Утренней Зорюшки Солнышко не взойдет,- говорила русская пословица (13).
В одном из белорусских заговоров сказано: Сегодня а ранку Зара занялася, у неби на порози з Сонцем споткалася; залатые ключи у ручки брала, дубовую дзверку одмыкала, шоуковый полог подымала, соунийко на небо выпущала, добрую дорогу провещала» (14). Индоарийская богиня зари (Ушас) также утром открывала ворота Неба (Ригведа, I, 48, 15; IV, 51). На одной из сторон Збручского идола Х в. (юго-западная Русь) изображена богиня (15) с солнечным кольцом в руке (рис. 4), таким же как у Утренней Зари в Хлудовской псалтыри XIII в.;
Узор на полотенце из Олонецкой губернии (рис. 5) показывает двух зорь, выносящих на руках Солнце (16). Уходят при восходе Солнца звездные птицы. Из славянского фольклора также известны подобные представления о созвездиях (17).
Утренний выезд Солнца на колеснице с конями У сербов сохранилось предание о золотой колеснице и белых ретивых конях Солнца. В польской сказке Солнце ездит в алмазной двухколесной повозке на двенадцати сивках-златогривках. Подобные представления известны также у ираноарийцев, греков, римлян и немцев (18).
На спинке крестьянских саней прошлого века (19) мы видим Солнце в его дворце (рис. 6). Скоро восход. Стоят две зари у выходов из дворца. Резво скачут к Солнцу его кони. Птицы ожидают восхода Солнца.
На крестьянской вышивке Тверской губернии XIX в. (рис. 7) к человекообразному Солнцу подъезжают Зори на его конях (20). Одна из подъезжающих Зорь, как и в Хлудовской псалтыри XIII в., - красного цвета (Утренняя Заря), Другая Заря - зеленого цвета (Вечерняя Заря). По славянским преданиям, Зори - божественные девы; они прислуживают Солнцу и смотрят за его белыми конями (21). На рассматриваемой вышивке Солнце, как и Зори, в женской одежде. В славянском фольклоре Солнце также иногда представлялось женщиной,- образ, идущий из далеких времен матриархата. Так, русская пословица говорит: Сонца - родная матушка, месяц - родной батюшка. В русской свадебной песне: Ясен месяц - жених, красное солнце - невеста (22). Русские загадки про Солнце: Красная девушка по небу ходит; Красная, девушка в окно глядит; Встану я рано, бело да румяно; умоюсь росой, распущу золотые косы. Как взойду на горы в венце золотом, да гляну светлыми очами, и человек и зверь обрадуются (23).
Ряд примеров о женской природе Солнца приведен также в труде А.Н. Афанасьева - Поэтические воззрения славян на природу (т. I, стр. 70, 71, 74-76, 79, 80), а также у Л. Майкова в его Великорусских заклинаниях, 108.
В некоторых гимнах Ригведы изображена солнечная богиня Surya (I, 167; X, 184, 3; X, 85). Богиня Surya упоминается также в Атхарваведе: VI, 82; XIV, 1; XIV, 2
Известны богини Солнца: латышско-литовская Saule, германские Sol и Sunnа, немецкая Frau Sonne (24).
В индоарийской Ригведе в ряде гимнов говорится о небесных поездках солнечного бога Сурьи на колеснице с запряженными конями (I, 130, 2; I, 50, 8; I, 115, 3; I, 121,13; I, 163, 10; II, 17, 4; IV, 45, 6; V, 45, 10; X, 138, 2, 3 и др.).
Нападения врагов на дневное Солнце При восходе Солнца его охраняли Зори. Но вот одинокое светило уже движется по небесному пути. И здесь на него иногда нападали зубатые, крылатые змеи (драконы). Затмение Солнца сербы передавали глаголами: изjecти се, ухватит се. В одной старинной записи 1448 г. сказано - помну сунце, и другой - 1433 г, - погибе сунце. Нападают на солнце алы (драконы, змеи). В них стреляют люди или быот в котлы, чтобы отпугнуть чудовищ (26). Подобные поверья были распространены и среди других славянских народов (27).
Сравнение славянских изображений Солнца и Зорь с индоарийскими показывает их значительное сходство даже по отдельным сюжетам, подтверждаемое также древними литературными памятниками и фольклором
Примечания
(1) Данная тема отчасти освещается в нашей статье: Образ Утренней зори в Ригведе и в восточнославянском фольклоре. Краткие сообщ. Ин-та народов Азии АН СССР, 1965. N 80, стр. 33-39. См. также публикации в ж. Советское славяноведение, (1967, N 3; 1969, N 1), в которых затронуты смежные аспекты славяно-индоарииских соответствий.
(2) А.П. Свирин. Древнерусская миниатюра. М., 1950, стр. 38.
(3) Е.Р. Романов. Белоруссикий сборник, вып. VIII. Вильна, 1912, стр. 255.
(4) И.П. Сахаров. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. 1836, I, стр. 59.
(5) Библиотека для чтения, 1848, т. ХС, отд. III, стр. 57.
(6) Е.Р. Романов. Белоруссикий сборник, вып. V, стр. 44.
(7) А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865, т. I, стр. 205, 213; т. III, стр. 740.
(8) J. Feгgussоn, J. Burgess. The cave Temples of India, London, 1880, pl. XXI, 2. Nasik, Dagaba in Cave III.
(9) Римская цифра здесь и далее означает книгу, арабская - гимн.
(10) А.Н. Афанасьeв. Там же, т. I, стр. 207, 208, 210, 211-213; В.В. Иванов, В.Н. Топоров. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965, стр.135.
(11) J. Vydra. L'udowa architectur ana Slovensku. Bratislava, 1958, s. 112.
(12) А.Н. Афaнасьев. Там же, т. I, стр. 175, 180, 181, 187; т. III, стp. 732.
(13) П.С. Ефименко. Материалы но этнографии русского населения Архангельской области, ч. II. М., 1878, стр. 63.
(14) А.Е. Богданович. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов.Гродно, 1895, стр. 39-40.
(15) Л. Нидерле. Славянские древности. М., 1956, стр. 288.
(16) И. Билибин. Народное творчество Севера. Мир искусства, 1904, вып. II, стр. 285.
(17) Святский. Под сводом хрустального неба. СПб., 1913, стр. 147; Д.Маринов. Народна вера и религиозни народни обычаи. София, 1914, стр. 20.
(18) А.Н. Афанасьев. Там же, т. I, стр. 593, 596, 605.
(19) А.А. Бобринский. Народные русские деревянные изделия, II. М., 1910, табл. 24.
(20) В.Я. Яковлева. Калининская народная вышивка. М., 1955, табл. 2.
(21) А.Н. Афанасьев. Там же, т. I, стр. 594.
(22) В.Н. Добровольский. Смоленский этнографический сборник. СПб., 1891-1894, т. II, стр. 244; т. III, стр. 113.
(23) Д. Садовников. Загадки русского народа. СПб., 1876, N 1814, 1815, 2449.
(24) L. Sсhгоedeг. Arische Religion. Leipzig, 1916, Bd. 11, S. 64.
(25) H. Zimmer. The Art of Indian Asia. 1955, N. Y., t. II. pl. 40, 41; L. Renоu. Esudes vediques et paninienns, t. III. Paris, 1957. «Publications de 1'Institut de civililation Indienne», Serie in 8, F. 4, p. 12.
(26) Српски етиографски зборник, т. LXXI. Београд, 1958, стр. 40, 41, 43, 44.
(27) А.Н. Афанасьев. Там же, т. I, стр. 748-750; т. II, стр. 533, 534.
(28) В.П. Стасов. Славянский и восточный орнамент. СПб., 1887, XCVIII, 19.
(29) Л.Л. Бобрииский. Там же, т. II, табл. 27, рис. 3.
(30) М. Соколов. Старорусские солнечные боги и богини. Симбирск, 1887, стр. 168.
(31) А.Н. Афанасьев. Там же, т. II, стр. 749.