Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

"Водная" периодизация истории человечества.

В соответствии с тем, что именно составляет основу цивилизации - река, море или океан, - Мечников разделил историю человечества на три периода:

1) речной, охватывающий четыре древних цивилизации (Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Евфрате, Индия на Инде и Ганге, Китай на Янцзы и Хуанхэ); отличительные черты этого периода - деспотизм и рабство;

2) средиземноморский, или средневековый (с основания Карфагена до Карла Великого), характеризующийся крепостничеством, подневольным трудом, олигархическими и феодальными федерациями;

3) океанический, охватывающий Новое время (с открытия Америки); этот период, по Мечникову, только начинается; в нём должны осуществиться свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальной дифференциации), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил).


Эта "водная" периодизация истории человечества чем-то напоминает историософскую концепцию Иоахима Флорского.

Отталкиваясь от универсального мистического значения числа 3, он выстроил собственную идеальную модель исторического процесса, в основе которой лежит представление о трёх великих эпохах в истории человечества, каждая из которых соответствует определённому лицу или ипостаси Св. Троицы.

Первая из этих эпох, находившаяся под эгидой Бога-Отца и описанная в Ветхом Завете, завершилась с пришествием Христа; Иоахим Флорский символически описывает её при помощи таких понятий, как «рабство», «зима», «медь» («медный век»), «ночь», и — самое основное — «закон», не оставляющий или оставляющий очень мало места для благодати.

Пришедшая ей на смену эпоха Бога-Сына (= Новый Завет) знаменует собою переход в некоторое промежуточное состояние, качественно коренным образом не отличающееся от предыдущего. Её символизируют «весна» (или «рассвет»), «Луна», «серебро» и прочие образы, как бы подчёркивающие её переходный статус (все упомянутые выше символы являются именно символами перехода, неполноты, промежуточности).

Кульминацией же человеческой истории должна стать эпоха Святого Духа, возвещённая Апокалипсисом (его, таким образом, Иоахим Флорский выделяет «отдельной строкой»), в которой разрешатся все противоречия и получат своё абсолютное воплощение все положительные тенденции, которые были лишь намечены на предыдущих этапах развития общества. Её отличительные знаки — символы завершения и полноты: «Солнце», «лето», «день», «золото» и т. п.
Tags: историософия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments