Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Нуминозность в описании архимандрита Аввакума (Давиденко).

Нумино́зность (лат. numen — божество, воля богов) — понятие, характеризующее важнейшую сторону религиозного опыта, связанного с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия.

В научный оборот это понятие было введено немецким теологом и историком религии Рудольфом Отто, который воспользовался латинским словом «нумен». Нуменом древние римляне называли могущественную божественную силу, властно распоряжавшуюся человеческой судьбой. По определению Отто, «Священное», «Божество» предстают в религиозном опыте как «нуминозное», будучи явлены в образе «совершенно Иного» по отношению ко всем представлениям эмпирического опыта. Восприятие «совершенно Иного» придает содержанию религиозного опыта неповторимое своеобразие откровения тайны устрашающей (лат. mysterium tremendum) и одновременно очаровывающей (лат. mysterium fascinans). Поэтому типичным нуминозным эмоциональным откликом на «встречу со Священным» оказывается сочетание «страха и трепета» с «восхищением и восторгом».

Юнг считал, что без встречи с нуминозностью невозможен никакой религиозный опыт.

Оригинал взят у a_avvakum в ОГОНЬ МАГИИ И МЫ ЖИВЫЕ ЛЮДИ

ОГОНЬ ИВАНА КУПАЛА


Неопалимая купина, в чём народная вина?! Клюев

Вот, прошёл праздник рождества Иоанна Крестителя и появилось время для размышлений.

Сугубо мистический народный праздник, можно с полным правом сказать и не погрешить против истины. К пророку Иоанну Предтече молитвенно прибегают и призывают при головной боли, при страшных снах и ночных кошмарах, привидениях.
А, вот ещё недавно я услыхал новость молитвенного обращения к пророку Предтече и при «полтергейсте!» Это уж. совершенная новизна! Полтергейст - современный термин, вошедший в нашу жизнь в новые времена – это приражение злых духов в домах и квартирах, когда вещи приходят в движение, и также тесно связанный с ним – пирокинез. Одна беда притягивает другую.
К чему я всё это пишу? И причём здесь древний пророк, отшельник Иоанн, живший в такой же далёкой от нас Заиорданской пустыне?

ИКОННАЯ ЛИЧНОСТЬ ИОАННА

Сама икона Иоанна Предтечи показывает образ - заросший, дремучий, в одеждах из шерсти. Сущий волхв из северных дремучих лесов! Да ещё с отрубленной собственной головой на блюде (ужасная сцена!), - всё это даёт повод для слабенького человеческого сознания, в благоговейно-мистическом ужасе, устраивать ему, в его день (а не языческому Ивану Купале, - кто о нём помнит?) разные магические ритуалы...
Нигде, как в Иоанновом дне, конфликт между народными верованиями и церковностью не достигал такой остроты и непримиримости. Церковь настойчивым образом боролась на протяжении многих столетий с языческим народным разгулом "отпусканием" природных инстинктов языческого дня Ивана Купалы. Здесь сатана древний сразился со Светом Новым и борьба сия продолжается и в наши дни. Магизм и монотеизм извечно противоборствуют в душах людей.
Как цвет папоротника - в живучих мистических народных легендах, преданиях, сказаниях. Я помню, в детстве, с каким упоением слушал деда Михайлушу, - так звали односельчане нашего почти соседа, жившего за шесть дворов от нас, - когда он ходил в лес ночью срывать огненный цвет папороти (укр.). Он, рассказывал, как там, в полночь, на него навалились все ужасы, страхи земли и ада: появлялись устрашающие падающие огромных размеров чёрные статуи, освещаемые вспышками молнии, как под каждым кустом шипели зелёные змеи. Но назад дороги уже не было, и оборачиваться, идти назад, уже было нельзя, потому что, по народному преданию, можно встретиться взглядом глаз в глаз с самим сатаной и стать им пленённым, как зомби. Так, вот, тот самый дед Михайлуша рассказывал, что сам цвет не сорвал, но видел воочию огненные, искрящиеся свечения у подножия деревьев густого леса. Как светлячки, или ярко горящие угольки. Бежал к селу не помня себя от ужаса…
У нас в селе ходили легенды, что сорвавший цветок "вправлял" его себе в руку, и таким образом получал дар знать будущее, как настоящее, все тайны мира.

ТЯГА К МИСТИЧЕСКОМУ В НАШЕМ НАРОДЕ НЕИСТРЕБИМА

В этом продолжающемся торжестве жизни и духа народного, - как не вспомнить Гоголя и его страшную «Ночь на Ивана Купала?» Цвет папоротника! Много написано литературы - серьёзной и не очень - в опровержение сей прекрасной, поэтичной народной легенды. Но сила сверхприродного, ментального магнетизма её такова, что, несмотря на все разоблачения умных и не очень теоретиков, она остаётся в умах и сердцах народа. Писатели и поэты ежегодно отдают дань этому чудесному сказанию. Остаётся самое загадочное: вспыхивающий в ночной тьме густого леса ярко-красный, как уголёк, цветок папоротника, горящий, искрящийся, переливающийся.

БОЛЕЗНЕННОСТЬ МИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ РОЖДАЕТ БОЛЕЗНЬ

Но и увлекаться этим огненным свечением сугубо нельзя. Почему? Да потому что увлечение прорастает в реальность! Согласимся с тем, что наше сознание - немощное, и сатана с его волшебной Купальской ночью может продолжать действовать не только в лесу, но и в наших светлых, солнечных домах - девятиэтажках. У нас в Кременчуге их наибольше стоит и что в них только не происходит?!

Этот случай я уже и забыл, так мне о нём напомнили наша старая певчая Анна Костенко и Тамара Михайловна, и я его вот записал. Как-то раз, было, нас с певчей пригласили святить дом. Помню, в тот день и похорон было много, но просьба была людей настойчивая, - время выкроили, поехали. Приезжаем, входим в дом, в квартиру, смотрим: батюшки светы! Или ясней: весь святый иконостас моли Бога о нас! В квартире творилось что-то ужасное, невообразимое. Всюду стояла вода в вёдрах, в больших мисках, тазике. На кухонном столе в тарелках и даже маленьких блюдцах. Люди были страшно запуганы, закопчённый чёрный потолок от сажи - красноречивое тому подтверждение. Стёкла в рамах с фотографиями почернели и местами даже лопнули и стёкла повысыпались, обугленные сверху дверцы шкафов… всюду чернота, дым, копоть…
Рассказывают хозяева: уже все извелись от неожиданностей огня, как только до чего дотронемся, особенно наш сын, мальчик школьного возраста, так сразу от пучков пальцев появляются искры, затем лепестки пламени, миг - и предмет вспыхивает и загорается. Особенно одежда: меховые воротники и шубы пострадали у нас больше всего. Показывают одежду - мы смотрим и видим, как там, где был мех, повыгорело продолговатыми некрасивыми клочьями. Иногда сын видит, как по комнатам, возле железных предметов (спинок старой кровати) сами собою появляются огоньки, искры, и бывают вспыхивающие жуткие самовозгорания.
Ну, что тут скажешь? Ясно, храмина (квартира) стужаемая от злых духов, да и к самому мальчику, как я понял, есть причина присмотреться поближе и пристальней. А присмотреться и впрямь было к чему. Я посоветовал родителям первое из первых - пойти в храм исповедоваться и причаститься святых Христовых Таин…

ПИРОКИНЕЗ САМОВОЗГОРАНИЕ

Начали читать последование, окропили комнаты святой водой, успокоили жильцов и призвали к глубокому молитвенному бодрствованию… Мне всегда интересно, как на эти явления смотрит наука? Это явление в науке называется пирокинез (от греч. πυρος «огонь» + греч. κίνησις «движение») — движение огня, термин современной парапсихологии, обозначающий способность вызывать огонь, значительное повышение температуры на расстоянии силой мысли. Учёные говорят, предполагая (на правах гипотез и версий), что это явление есть шаровая молния. Смелое предположение; смелее, я бы сказал, чем мистические прозрения нас, верующих. Ещё одно интересное научное объяснение этому случаю имеется: «πσυχογενεζις - психогенез» - явления и действия, производимые нашим временами неконтролируемым подсознанием, которое "продавливает" также временами отключающееся сознание.
Нам же верующим остаётся наше оружие – молитва. В ней наша сила от Бога. Вот почему в этих тяжёлых случаях, храмины (дома) стужаемой от злых духов, прибегают к Иоанну пророку и Предтече. Он, своей молитвой и заступлением, отгоняет внезапный, нежданный, мрачный огонь праславянской, ветхо-древней тьмы, помноженный на такие вот современные случаи пирокинеза-самовозгорания. Ведь мистика, как её не гони из народного сознания, как не запрещай, как не искореняй - она бессмертна. И вот ещё…

ВАРКА (ВАРВАРА) АНДРІЯШІВСЬКА ЗНАХАРКА

Как тайна, як сон, як праматерь Лилит, неволей свое она говорит…

Написано на Роменском (местном диалекте) как говорили в 50х-70х годах

В Роменському районі, в 60х годах, в моєму селі (Андріяшівці) жила і знахарствувала знаменита по масштабам того краю Варка колдовниця. Вона зводила й розводила жінок і чоловіків, повертала вкрадене щастя, робила приворот, предсказувала судьбу, знімала переполох, лікувала од зглазу, порчі й сама той зглаз на людей накладала, та насилала. Виду була імпозантного, здорова, огрядна, очі чорні, проникаючі до глибини душі і серця, гляд страшний, тяжолий, вплоть до розділення душі од тіла. Но, не ходила ногами. Її возили на возку. Було неділлю й празник, її помощниці, привозять в церкву… Так іменно про неї говорили, що в неї в руку був вправлений цвіт папороті, внаслідок чого вона знала прошле, настояще та грядуще. Знала якусь тайну.
В хаті в неї на покуті стояла велика страсна ікона - Христос стоячий в весь рост, в терновому вінку, з ребра рук і ног якого текла кров і збиралась в тут же намальовану велику, обплетену виноградом чашу. Українська (страсна ікона 17 ст, рідкісна ікона як тепер, але раньше були такі дуже поширені, особенно в селах). Вже один взгляд на образ наповнював страхом приходящих. Постоянно горіла лампадка.

Баба Пріська, так по сільському її звали(Євфросинія Василовна Сидоренко) розказувала случай з чоловіком з сусіднього села, з Андріївки, якому було пороблено, не на жизнь, а на смерть. У нього заболіла жінка. Почала чахнуть, голосить та вить на новолуніє, бояться вечором місяця, жахалась темних хатніх углів ... Зробилась жовта як віск. Врачі лічили, лічили її і в кінець кінців посовітували обратиться до «вищих сил» як висловилась одна лікарка. В общем, треба було кудись обращаться, бо боляща таяла з дня на день як воскова свічка. Він (чоловік) в крайньому отчаянії пішов в Андріяшівку до Варки посовітуватись.

Та довго узнавала і випитувала духа, держачи в руках грудку сахару (замітьте - точно як болгарка Ванга) і дивлячись на образи, що і до чого, й під кінець сказала щоб він привіз свою жінку до неї. Той сказав, що куди мов її везти? Вона така больна зробилась, що й не підводиться. Та була непреклонна – привези. Що ж, робить нічого, раз приказала – ісполнив. В одіяло замотали й на підводі привезли. Варка сказала щоб оставили і приїхали за нею через неділлю. Так оставшись в Варки, жінка почуствувала себе лучше, встала, почала поратись по хаті, варить обід. Помагала принімать посіщающих. Бо людей їхало чимало, кожний із своїм горем.
Через тиждень чоловік поїхав забирать. Ввійшов у хату, його жінка жива здорова, сидить коло пєчки і усміхається. Приказала: шо коли приїдуть додому, то шоб не пожаліли й не побоялись розпороть перину, на якій сплять і викинуть з неї содержимоє: петушину головку, шпильки і прочеє.
Хоть і жалко було розпороть подушки, но дітись нікуди, приказ єсть приказ. Розпороли. Правда пірʼя по хаті літало. Там вони розпоровши найшли курячу голову замотану в чорну лєнту і зв’язані хрест нахрест красними, коровайними нитками маленькі курячі кісточки. Также знайшли шпильки зомкнуті крестообразно. Ясно, шо то були химороди, як кажуть в нашому селі: дроблення (чаровство) на болєзнь, усушеніє, і на смерть.

У неї була помощниця. До неї багато їхало людей. Їй багато везли разних подарків. Одного разу, літньої пори, вона в хаті переробляла комини(печ) і ночувала в клуні. Прийшли якісь чоловіки в клуню і вбили її вистрелом. Комусь видно сильно поробила, когось розвела, увела і скривджені рішили помститься.
Баба Мотря Киркунка, жила на Зацарині, розказувала, шо утром пішла пораться на свинарник і тут глядь! Шо, за одежа лежить в вагонєтці, на якій вивозили гній з ферми? Коли позходились жінки поральниці з Підгаїв, де жила Варка, й почали розказувать про ночне проішествіє, шо Варку вбито вистрелом ружья. Кажуть шо своє знахарство вона передала помощниці, яка за нею доглядала. Та ж після смерті Варки уїхала з Андріяшівки і більше про неї нічого не чули…

***

Как всегда у людей встает вопрос по отношению к знахарям: как могла знать слепая женщина, что находится в доме, более того - в перине, у людей живущих в соседнем селе?!
Миновал атомный век, наступил компьютерный, век современных технологий, но потоки людей к экстрасенсам и разного рода целителям не мельчают и не оскудевают. Видимо здесь заложены какие-то неведомые нам глубинные, я бы сказал антропологические корни, которые еще долго будут выявлять, распутывать ученые, психологи и социологи… Так есть

Tags: пирокинез, полтергейст
Subscribe

  • О "троянских играх" в Древнем Риме.

    В. А. Гончаров в статье "Lusus Troiae: ещё раз к вопросу о пережитках инновационных обрядов в религиозной жизни Древнего Рима" пишет:…

  • хорошо сказано

    Чаще всего, те, кто ищет инициацию, упускают центральный момент, с ней связанный - а именно - испытание. Феномен инициации всегда пересекается с…

  • О тонкости культурного слоя.

    diak_kuraev (хотя он теперь уже не дьяк) в Миссия реаниматора рассказывает, как в одном монастыре могут жить вместе святые и звери.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments