Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О фундаментальной связи между капитализмом и христианской этикой.

Немецкий социолог и политолог Макс Вебер давно уже написал исследование о "протестантском духе капитализма". Всё объяснил на пальцах. Однако российские реформаторы, видимо, не читали Вебера, а если и читали, то не придали никакого значения фундаментальной связи между капитализмом и христианской этикой. В советской России эта этика изгонялась всеми силами и средствами, и в постсоветской России капитализм начали строить на неподготовленном месте, без религиозного фундамента. И если раньше, в дореволюционной России, купцы-староверы, промышленники-капиталисты вели честную игру, по христианским законам, то в постсоветской обезбоженной России сразу же узаконился "беспредел".

alexthunder в Клэйтон Кристенсен - о религиозной основе капитализма ещё раз напоминает о роле религии в базовых принципах функционирования капитализма.

Клэйтон рассказывает о том, как однажды он спросил одного китайского бизнесмена о его впечатлении о том, как работает экономическая система западного мира с точки зрения академической науки. Ответ его весьма удивил. А ответ был таков. Человек сказал, что он никогда раньше не задумывался о том, насколько большую роль в экономике играет на самом деле религия.

Дело в том, что принципы экономического развития капитализма предполагают добровольное следование базовым правилам всеми участниками экономических отношений. Экономика функционирует и развивается только пока подавляющее большинство участников действуют самостоятельно, соблюдая базовые правила.

Эти правила, по мнению Клэйтона, нельзя назидать полицией, их культивирует институт церкви. Это именно религиозные институты с детства приучают человека к целому ряду принципов, которым потом человек следует самостоятельно. Никакая полиция не смогла бы добиться соблюдения этих принципов в достаточной мере, если бы люди не делали этого сами. Нет способа насильно вынудить человека быть честным, уважать права и свободу других, соблюдать права собственности и т.д. При этом именно эти принципы являются необходимыми для того чтобы экономическая система капитализма работала.

Клэйтон утверждает, что все попытки правительства США внедрить демократию в общества, в которых отсутствовала необходимая религиозная основа - провалились. Также проваливаются и все попытки устроить капиталистическую экономику в обществах с отсутствием необходимой религиозной культуры. В качестве примера Клэйтон приводит Россию с её внезапной Перестройкой.

Вобщем, по мнению Клэйтона, религия идёт первой, а уже следом за ней капитализм. Сперва прочная всеобъемлящая религиозная основа, а уже потом капитализм и развитие экономики. В другом порядке не получается - разваливается система отношений, а капитализм из системы повышения эффективности экономики превращается в разорительную для общества спекуляцию.

Вот такое вот вам мнение Гарвардского профессора экономики.

А я, в связи с этим, вспомнил знаменитое высказывание Антуана д'Сент-Экзюпери: "Самое главное - для глаз невидимо". Я имею в виду веру, которая невидима и неощутима. Вера, религиозность - это, казалось бы, настолько ничтожные величины, что ими все пренебрегают.  Однако ж, почему-то без этой невидимой основы невозможно построение нормальных экономических отношений, без коррупции, воровства и "распила" бюджета.
Tags: экономика
Subscribe

  • К вопросу о капитализме в России.

    Читаю в ленте новостей rbc.ru: " Гватемала попросила вернуть аванс за «Спутник V» из-за задержки поставок. В апреле Гватемала…

  • Деньги и налоги.

    Дэвид Гребер в своей монографии "Долг: первые 5000 лет истории" описывает начало денежной системы на Мадагаскаре, и это описание можно…

  • Когда появилась рыночная экономика?

    Дэвид Гребер в своей монографии "Долг: первые 5000 лет истории" показывает, что деньги и рыночные отношения возникают лишь там, где…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments