Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Символика наготы и одежд.

В Библии обретение сознания символизировано облачением в одежды. Будучи невинен, Адам с женой своей не обладал собственным сознанием, то есть, говоря на языке символов, у него не было одежд - он был наг (и не стыдился). Вкусив же от древа познания добра и зла, он обрёл начатки сознания - самодельную и, по-видимому, крайне несовершенную одежду из листьев.

В размышлениях над тайной опоясания нам нужно отдать должное и новозаветной аналогии: "Да будут чресла ваши препоясаны..." (Лк. 12:35). А ап. Пётр поясняет: "Препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать" (1 петр. 1:13). Пётр своими словами полностью раскрывает сию тайну, сперва говоря о чреслах ума, указывая тем самым на иносказание, и тут же раскрывая смысл сего символа - бодрствование. А ведь бодрствование, будучи противоположно сну, то есть наготе, обнажению чресл, является качественно более высоким по сравнению со сном состоянием сознания. Таким образом, явными становятся параллели: нагота - сон - отсутствие сознания, бессознательность; и облачение в одежды - бодрствование - обретение сознания.

Обретение высшего сознания ("сверхсознания") являет собой цель пребывания человека в веке сём, и вытекает это из следующего отрывка: "Знаем, что когда земной дом наш, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетыми не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но хотим облечься, чтобы смертное было поглощено жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа" (2 Кор. 5: 1-6).

Теперь напомним читателю эпизод об изгнании легиона нечистых духов из бесноватого. Версия этих событий Марка до некоторой степени странна. Дело в том, что после изгнания Иисусом духов нечистых из бесноватого, оказалось, что тот "одет и в здравом уме" (Мк. 5:15), хотя Марк ни единого слова не говорит о предшествующей исцелению наготе. Но всё понятно, ибо до того он был безумен и как бы наг.

Интересный эпизод ожидает нас в описании подробностей допроса Иисуса первосвященниками, стрейшинами и всем синедрионом. После одного из ответов Иисуса "первосвященник разодрал одежды свои" (Мф. 26:65; Мк. 14:63).На исследуемом нами языке символов это означает помрачение, расстройство сознания.

А вот какую заповедь блаженства, являющуюся продолжением Нагорной проповеди, находим мы в Апокалипсисе Иоанна: "Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидеть срамоты его" (Откр. 16:15).

Как тут не вспомнить притчу о человеке, оказавшемся на пиру без брачных одежд. "Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 22:11-13).

И, говоря о символике лучших одежд, нельзя упустить сцену Преображения Иисуса: "Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить"(Мк. 9:3; Мф. 17:2; Лк. 9:29).

В последней символике нетрудно видеть высшую степень сознания, которого может достичь человек. В отношении же Ангелов света сия символика являетсяобычным явлением: "Вид его (Ангела Господня) был, как молния, и одежда его бела, как снег" (Мф. 28:3), - то есть Ангелы уже обладают сознанием совершенным. Наиболее часто белые одежды встречаются в Апокалипсисе Иоанна: "Побеждающий облечётся в белые одежды" (Откр. 3:5); "Советую тебе купить у Меня ... белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей" (Откр. 3:18).

Согласно древнему гностическому представлению, все избранные получают на небе одежду великолепия, "платье света". В маздеистском предании упоминается о том, как одежда "из плоти и крови" заменяется "сверкающим одеянием". В еврейском предании раввин Перахья снимает одежды перед вратами Небесного Иерусалима. Только облачённый в воздух рая, он может видеть великолепие небес. Похожие эпизоды есть во многих других преданиях.

В данном контексте интересно рассмотреть изображения ангелов эпохи Возрождения.

Ангелочки
Andrea Mantegna - Camera degli Sposi (1474) Palazzo Ducale Mantova - Putti detail.

Заметили, что ангелы - голые? Олег Воскобойников в книге "Тысячелетнее царство (300–1300). Очерк христианской культуры Запада" пишет: "В 1420–1430 гг. на картинах и фресках итальянских церквей возникает совершенно новый иконографический тип путто, младенца с блаженной, отрешённой улыбкой, пухлыми ручками и ножками, которого мы привыкли называть «ангелочком», заодно перенеся этот титул на наших собственных детей. Трудно увидеть в нём борца, противостоящего мировому злу, пусть даже истина иногда глаголет его устами. Ренессансный путто чужд средневековому миросозерцанию. Но именно он волею судеб стал наследником и, пожалуй, гробовщиком средневековой ангелологии, некогда столь же развитой, как и демонология. Ибо если демонология была наукой о зле, то ангелология была наукой о добре."

То есть здесь мы видим наглядный пример полного непонимания художником символики наготы и одежд. Ангелы по определению не могут быть голыми. В Средние века ангелов всегда изображали в светлых одеждах.

Ангелы традиционного изображения

Ангелы обладают сверхсознанием, которое символизируется их светотканными одеждами. Голые же "ангелочки" в изображении художников Ренессанса ничем не отличаются от обыкновенных карапузов. Собственно, это и есть карапузы.

Эти карапузы пробрались в европейскую живопись Ренессанса из римской античности. Вот изображение из древнеримского города Помпеи (нашёл у tito0107 в Помпейский "маньеризм"):

Помпейский маньеризм

А это фреска не из Помпей, а из Сопочан:

Фреска из Сопочан
Святой мученик. Фрагмент фрески церкви Святой Троицы в Сопочанах (Сербия), XIII век.

Пухлые щёчки мученика, большие детские глаза, чувственные губки, округлое детское личико - всё в этом изображении напоминает фрески из Помпей и таких же ангелочков эпохи Возрождения. Связь с античностью проходит через церковную живопись тех регионов Европы, которые испытали на себе культурное влияние Рима.

Протопоп Аввакум боролся с этой "одутловатостью" изображений на иконах "фряжского письма", но напрасно: такие изображения и поныне не редкость в иконостасах православных храмов. Вот пара примеров:

Современная икона

Современная икона - 2

Tags: символика
Subscribe

  • Человечество "завязалось " в Индокитае?

    В статье О свинье, "влипшей" в историю я высказал осторожное предположене, что, может быть, человек современного антропологического типа…

  • Докинз бредит.

    Этот бред сивой кобылы ещё похлеще будет, нежели россказни Дробышевского о том, что " ЧЕЛОВЕК ЭТО И ЕСТЬ 🐵 ОБЕЗЬЯНА". Здесь проводится…

  • Роль воды в процессе превращения обезьяны в человека.

    Согласно одной из гипотез, наши обезьяноподобные предки в период глобального похолодания были вытеснены другими видами на побережье океана. Там они…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments