Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Перун и Тор.

В 1901 году польский исследователь Ст. Ружнецкий выступил со статьёй "Перун и Тор" (подзаголовок: "К вопосу о критике источников русской мифологии"). Он доказывал, что Перун - это русская копия норманнского Тора. В основу Ружнецкий положил договоры первых летописных киевских князей-рюриковичей - Олега, Игоря и Святослава - с византийцами. Скрепляя клятвой договор с Олегом в начале X века, византийские императоры - соправители Лев и Александр "целовавше сами крест, а Олга водивше на роту (клятву), и мужи его по Русскому закону кляшася оружем своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьем богом..." Ту же клятву Перуном произносил и Святослав: если нарушим договор, "своим оружьем да иссечены будем".

Клятва своим оружием, при которой обнажённое оружие слагают наземь, хорошо известна у древних германцев. Первые князья - рюриковичи были по происхождению варягами, т. е. норманнами, скандинаскими германцами. "Русский закон" был тогда ещё варяжским правом, стало быть русская рота была норманнской клятвой.

Конечно, в летописи Нестора не сказано прямо и чётко, что русы клялись именем Тора, но это и понятно: летописец писал спустя примерно 100 лет после описываемых событий, сам свидетелем клятвы не был и сообщал только церковную версию истории. Монах Нестор писал свою хронику не для будущих историков, а для современных ему православных читателей, и поэтому он выражался понятным для них языком. Мы же не удивляемся тому, что древние римляне называли греческого бога Диониса римским именем Вакх. Так же и Нестор, говоря о германском боге Торе, употребил понятное славянам слово-эквивалент Перун.

Перун - негерманское имя, но бог-громовик был и у германцев; он побивал врагов чудесным молотом Мьёлнир. С германским Тором Перуна роднит рыжеволосость, золотые волосы (летописный "ус злат"), орудование молотом и приверженность числу 9: последний бросок Тора перед смертью составлял 9 шагов. С Тором Перуна сближает и посвящённый этому богу день недели: четверг - это день Тора у германцев (ср. англ. thursday, нем. Donnerstag, т. е. букв. "день грома"). По-видимому, из-за табуирования бог грома стал именоваться просто по грому (Donnar, Thor). Значит, Перун есть просто славянское название этого германского бога - по славянскому слову, обозначающему громовую стрелу.

В раскатах грома слышится звук небесного оружия, в блеске молний угадываются искры от ударов мечей. Бурная гроза ассоциируется с битвой, и, видимо, неспроста в русском языке родилось выражение "зажечь пламя войны". Молнию небесного огня символизирует обоюдоострый каменный топор. "Каменный топор - это топор, который разбивает и раскалывает, именно поэтому он олицетворяет молнию" (Генон Р. Символы священной науки. - М., 1997, с. 201). Молот Тора, другой символ молнии, являет своей формой Т точное сходство с двойным топором.

Тор

Само слово "Перкун" - "Перун" некоторые лингвисты производят от индоевропейского корня, означающего "дуб" (лат. quercus с закономерным переходом начального qu- в p-). У сербов дуб называется грм, дубовый лес - грмик. Главным оружием Перуна были камни и стрелы, а также топоры, являвшиеся, как и стрелы, предметами языческого культа (в древнерусских христианских текстах - "богомерзкие вещи"). Каменные стрелы, находимые в земле около священных дубов, в народе назывались "громовыми стрелами". Эти "громовые камни" являлись "пророческими камнями", то есть камнями, которые вдохновляли женщин-ворожей. У древних германцев ворожба считалась постыдной для мужчин; обвинение в ворожбе могло навеки опозорить мужчину и воспринималось как тяжёлое и оскорбительное обвинение, означавшее, что мужчина обабился, утратил мужское достоинство. По-видимому, женщины были более преданными почитательницами Перуна. Христианский миссионер Иероним, направляясь из Праги в Литву, уговаривал прибалтов вырубить священную рощу, но наткнулся на резкое сопротивление женщин.
Tags: Древняя Русь, язычество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments