Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Таинство любви (4).

Целью ветхозаветного брака было размножение избранного народа в ожидании пришествия Мессии. Ради этого каждому израильтянину вменялось в нравственный долг производить детей [1], и потому не было грехом, кроме нескольких жён, иметь ещё и наложниц [2]...

То, что одушевляло ветхозаветный брак, в Новом Завете упразднилось. Явилось христианство и провозгласило, что "хорошо человеку не касаться женщины" (1 Кор. 7:1), ибо "нет уже... ни мужеского пола, ни женского, но всё одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:27-28). Новозаветное Откровение признаёт физическую сторону в человеке, но оно не придаёт ей положительной нравственной ценности. И хотя оно говорит, что "выдающий замуж свою девицу поступает хорошо" (1 Кор. 7:38), но по общему смыслу главы эти слова нужно понимать так: "хорошо, потому что избегается блуд" (ст. 2). Следовательно, по учению Нового Завета, брак является делом хорошим только как средство, предохраняющее человека от блуда. А вообще физиологическая сторона брака есть "похоть плоти", "похоть мужа" (Ин. 1:13), нечто такое, чего лучше избегать: "не выдающий (замуж девицу) поступает лучше" (1 Кор. 7:38).

Брак освящается не в Новом, а только в Ветхом завете. Новый Завет знает более возвышенное, сверхъестественное начало - тайну незапятнанной девственности. Поэтому в христианстве брак не считается священным, или, по крайней мере, он считается таковым только мнимо, иллюзорно, ибо естественное начало брака - половое влечение - есть начало неосвящённое, отрицаемое небом. "Чада века сего женятся и выходят замуж, а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых не женятся и замуж не выходят" (Лк. 20:34). Итак, на небе люди не женятся; небо исключает начало половой любви, как начало земное, мирское [3]. Сам Иисус Христос говорит, что "...есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить - да вместит" (Мф. 19:12), и "всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли - ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Мф. 19:29). Здесь утверждается с одной стороны духовное скопчество, то есть добровольное отречение от брачной жизни, как высший идеал, доступный "могущим вместить"; а, с другой, отрицается необходимость брака и семьи для спасения человека, - следовательно, и вообще для его жизни.

Библия учит, что религиозная цель брака вовсе не заключается в размножении. По Библии, размножение есть прямое продолжение творения животного мира, не имеющее отношения к браку и вообще к тому, чем человек отличается от животных. Никакой "заповеди" размножаться, о чём любят говорить протестанты, в Библии нет. Всякая заповедь может быть воспринята духовно свободным существом и потому не может быть дана животным, тогда как благословение, как односторонний божественный творческий акт, одинаково приложимо и к человеку, и к животным. Что Библия, говоря о благословении размножения человеку, берёт его не в качестве высшего, чем животный мир, существа, а как члена этого животного мира, видно из того, что при этом она говорит о человеке в терминах, которые обычно применяются в Библии лишь к животному царству. Подлинный еврейский текст первой главы книги Бытия вовсе не говорит, что первозданный человек, которому было дано благословение, был мужем ("иш") и женой ("иша"), как говорят некоторые современные переводы, а говорит, что он был самцом ("закар") и самкой ("нэкба"); другими словами, что осуществлением этого благословения являются общие у человека с животным миром родовые органы и процессы [4] (ср. Быт. 6:19; 7:16). Вообще, как животные берутся здесь в качестве предствителей рода ("по роду их" - Быт. 1:21, 24, 25), так и человек берётся здесь не как индивидуум, а в качестве представителя всего человеческого рода, человечества.

Библия говорит, что благословение на размножение дано вместе с благословением на питание (Быт. 1:28-29). Это особенно ясно у низших организмов, где размножение прямо пропорционально питанию. Но и у человека "блуд является следствием пресыщения" (св. Иоанн Златоуст). "Чревоугодию паче всего сродственно сладострастное движение. И сама природа, желая показать сродство этих страстей, орудием соития назначила место под чревом, сею близостию обозначая тесную их связь. Почему если ослабевает сия страсть (похоть), то ослабевает от оскудения того, что выше, то есть чрева; и если усиливается и приходит в движение, то оттуда подаётся ей сила" (св. Нил Синайский). Также и Августин Блаженный пишет в одном месте, что "рождение - дело природы, а не брака и любви", что "рождение бывает и от блуда".

Деторождение есть акт инстинктивный, животный, слепой; мы в нём воистину не ведаем, что творим, кого созидаем. Половой акт насквозь безличен. В нём исчезает лицо человека и личность делается игрушкой родовой стихии. В нём осуществляет человек не своё творческое желание, но возложенную на него родом задачу - размножение рода. В половом влечении говорит в человеке голос множества умерших, ушедших поколений, жаждущих своего восстановления к жизни. Это гениально открыл Н. Фёдоров.Н. Фёдоров В половом акте, по словам Фёдорова, "невозможно создать того, что желаешь, а возможно лишь осуществить то, что, помимо воли и желания родителей или вопреки им, может фатально произойти из жизненной силы всего рода человеческого (наследственность), даже и не человеческого, но и всей бессознательной природы. Ослабляя в самих себе ум и волю, рождаем не подчиняющееся нашим желаниям существо, не для жизни предназначенное, а на смерть обречённое".

Совсем иначе говорит Библия о браке. О нём говорится во 2-й главе книги Бытия, где идёт речь о человеке как о существе, отличном от остального животного мира. О размножении здесь не упоминается. Человек здесь берётся не с бессознательной, инстинктивной стороны своего бытия, а как носитель сознания и свободы. Говоря о свободе как основной отличительной черте человека, Библия в то же время говорит и о главной цели брака. Она указывает только одну цель брака - жена творится для того, чтобы быть "помощницей" мужа. В чём же должна состоять эта помощь? Употреблённое в русском и славянском переводе слово "помощник" подаёт мысль о помощи в тех трудах, которые Бог возложил на мужа (Быт. 2:15), и обычное понимание его таково. Но в таком случае вполне уместно возражение Августина Блаженного, повторенное Фомой Аквинским, что для помощи во всяком другом деле, кроме деторождения, другой мужчина был бы пригоднее женщины. Однако слово "помощник" не передаёт точно глубокого смысла еврейского подлинника. Более точный перевод был бы: "Сотворим ему восполняющего, который был бы пред ним". Таким образом, здесь говорится не о восполнении в труде, а о восполнении в самом бытии, так что помощь в труде может мыслиться лишь как последствие восполнения в бытии. Жена прежде всего нужна мужу как его "alter ego". Делич говорит, что жена, по Библии, должна быть отражением мужа, как бы живым зеркалом мужа, в котором он видел бы самого себя. Это и есть полное метафизическое вышеличное единение в одном существе. Именно на эту сторону цели брака указывает Библия, говоря: "... и будут одна плоть" (Быт. 2:24).

Употреблённое как в Ветхом, так и в Новом Завете слово "плоть" вовсе не означает одного лишь тела, а означает всего человека, как то прекрасно выясняет, например, Блаженный Августин. "Св. Писание, - говорит он, часто называет плотью и самого человека", то есть природу человека в переносном смысле от части к целому, каково, например, выражение: "... и Слово стало плотию" (Ин. 1:14), то есть "стало человеком". И так же как ап. Павел заменяет слово "плоть" словом "человек", говоря, что "человек оправдывается не делами закона" (Гал. 2:16), так точно делает это и Библия, называя Адама и Еву то одной плотью (Быт. 2:24), то одним человеком: "Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их... И благословил их Бог, и нарёк им имя: человек, в день сотворения их" (Быт. 1:27; 5:2).

В апокрифическом евангелии египтян читаем: "... Ибо говорят они, что Спаситель провозгласил: Я иду положить конец трудам жены, трудам рождения и смерти". И затем: "Господь сказал об окончательном исполнении, и Саломея спросила: "Доколе же будут умирать мужи?", и Господь ответил: "Дотоле, пока вы, жёны, рожаете"; и тогда она прибавила: "Лучше бы я не рожала". Господь же ответил ей: "Ешь всякую траву, но не ешь ту, которая имеет горький вкус смерти". И спросила Саломея, когда будут явлены знамения вещей, о которых она вопрошала, и Господь сказал: "Когда одеяние позора падёт к ногам и двое станут одним, а муж и жена - ни мужем, ни женой".

Св. Климент Римский, передавая одно из наиболее глубоких незаписанных в Новом Завете изречений Иисуса Христа, говорит: "Сам Господь, спрошенный, когда придёт Его Царство, ответил: когда будет два одним, и наружное как внутреннее, и мужское вместе с женским, не мужское и не женское", - и поясняет, что два бывает одно, когда "в двух телах бывает одна душа". Для того, чтобы войти в Царство Небесное (где нет "ни мужеска пола, ни женска"), нужно перестать быть "мужчиной" или "женщиной" ("самцом" или "самкой"). Нужно стать Человеком, или, вернее, Богочеловеком, сыном Божиим, по образцу Иисуса Христа ("второго Адама") и того первого, полного Адама, из которого ещё не "вышла" Ева. "Тайна и таинство интимной любви в том, - писал Баадер, - чтобы взаимно помогать друг другу восстанавливать каждому в себе андрогина как целостного и чистого Человека".


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Известный иудейский законоучитель Элиэзер бен Гиркан сравнивал преднамеренное уклонение от деторождения с убийством и предлагал наказывать уклоняющихся как убийц.

[2] Что касается проблемы многожёнства у иудеев, то, как известно, ни Ветхий Завет, ни талмудическое законодательство не ограничивают количества жён. Строгая моногамия формально была установлена лишь ок. 1000 г. н. э. съездом раввинов по инициативе "светила диаспоры" р. Гершома бен Йехуды, очевидно, не без влияния христианства.

[3] В. Розанов верно подметил поразительное несоответствие православного храма и венчающихся в нём. "Ведь только от того, что никто из венчающихся, радостно в себя погружённых, и никто из празднично настроенных гостей не оглядывается кругом и не вглядывается в церковные лики, - только от этого невнимания никто не замечает, до чего странная и чуждая толпа вошла в храм с чуждыми храму мыслями, чувствами; до чего она самому храму не нужна и, по правде сказать, враждебна".

[4] По словам Мильтона, "И скотам доступна та же радость".
Tags: бессмертие, любовь
Subscribe

  • О сверхъестественной природе "Я".

    Хочется продолжить размышления в продолжение темы "Я" человека - кусочек ТОЙ стороны. Очевидным образом, "Я" человека имеет…

  • О "званых" и "избранных".

    «Когда Христос проходил по Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни…». Узнав от народа что где-то рядом Христос, он…

  • Об истинном христианстве.

    "Вол знает владетеля своего, и осёл - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет", - говорит от лица Бога…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments