Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Кто под порогом живёт?

Через Спасские ворота Московского Кремля ни один христианин, будь то сам государь, не смел проходить с покрытой головой. Конечно, верующие обнажали головы перед образом Спасителя, помещённым на внешней стороне башни и освещаемым неугасимой лампадой. Этот народный обычай был закреплён царским указом в 1658 году; за исполнением указа следили особые сторожа - воротники и стрельцы.

Спасские ворота

По народному обычаю, русские мужики обнажали свои головы не только при переступании порога православного храма, но и при входе в обычные крестьянские избы или хаты.  Понятно, что в каждой крестьянской избе в красном уголке располагались иконы. Википедия сообщает: "Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога — не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома."

Красный угол
Молитва перед иконами в красном углу. (В. М. Максимов, «Больной муж», 1881 год)

А что было до крещения Руси? Наши далёкие предки-язычники входили в жилища, не снимая головного убора? Нет, пожоже на то, что и древние славяне также снимали шапки при переступании порога.

По существу, у всех народов наблюдается почтительное отношение к порогу. Во многих странах до сих пор живуче поверье: наступившего на порог ждёт беда. К поверьям подобного рода относится чрезвычайно древний и распространённый обычай  - переносить невесту через порог. В чём же смысл этого обычая?

Плутарх полагал: в Риме подобная церемония могла появиться как память о похищении, захвате сабинянок, которых римляне насильно сделали своими жёнами. Есть ещё версия: обряд носить невест - пережиток распространённого в древности правила, когда воины племени, одержав верх над врагами, присваивали жён поверженных, унося их в свои дома, связанных по рукам и ногам. Сомнительная, прямо скажем, версия... Я слышал, будто существует поверье, что в семье тот станет верховодить, кто первый переступит порог дома; и поэтому, дескать, мужчины, чтобы не допустить женское лидерство, стали брать их на руки. Тоже сомнительно, потому что в русских семьях сплошь и рядом можно встретить мужчин-"подкаблучников", которые вполне довольны своим положением.

Поэтому-то можно предположить: обычай поднимать невесту над порогом преследовал цель избежать святотатства, а именно попрания того, что отмечено божьим присутствием. Древние римляне, надо учесть, наделяли порог высочайшей степенью святости. Он находился под покровительством Весты, богини домашнего очага. Отсюда происходил и "вестибул", открытое место перед домом, позднее - преддверие, фактически - порог дома.

В языческой Руси порог - приют домового.  Домовой живёт под порогом.

Домовой живёт под порогом

Так вот почему православному христианину, прежде чем переступить порог дома, надо было обязательно перекреститься! А иконостасы и "красные углы" пришли потом, позже. Язычники, переступая порог, снимали шапки в знак почтения "хозяина" дома, то есть домового. Христиане же при этом совершали крестное знамение и наверно приговаривали шёпотом: "чур, чур меня!" Потом, в период "двоеверия", старое языческое и новое христианское отношение к порогу объединились и в таком виде сохранились до нашего времени.

Впрочем, ныне, при входе в дом мужчины не снимают шапки и не крестятся, уподобляясь баранам, заходящим в стойло. К чести баранов, они хотя бы почтительно относятся к новым воротам, долго смотрят на них и в благоговейном страхе не решаются переступить. .

Tags: домовые духи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments