Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Феномен эзотерических поисков в СССР.

После хрущёвской "оттепели" 60-х годов в СССР начало шириться и крепнуть некое не имеющее ни ясных центров, ни законченных форм, но тем не менее массовое психологическое явление, которое можно назвать "духовным диссидентством".

В конце 60-х появился феномен самиздата. Люди на пишущих машинках перепечатывали в несколько экземпляров всякого рода редкие или недоступные книги. Чего тут только не было?! И дореволюционные издания русских философов, и эмигрантские издания, каким-то образом проникшие через "железный занавес", и всякого рода оккультная литература, в основном теософского характера, книги по восточной философии, йоге, восточным единоборствам. Некоторые даже переписывали от руки целые книги. Машинописными копиями делились среди друзей, которые, в свою очередь, тоже их копировали, делали переплёт. Так иной раз собирались целые библиотеки самиздатовской литературы.

самиздат

Помню, мой отец, бывало, повертит в руках советскую газету, полистает и, выбросив, скажет: "Всё исписано, а читать нечего". Жизнь души в стране развитого социализма стала невыразимо серой. Серость и "одномерность" сдавливали личность так сильно, что потребность в освобождении была готова снести любые идеологические запреты. Возможно, именно для того, чтобы эта потребность не снесла по дороге сам институт социализма, и был негласно разрешён "последний клапан" - эзотерические духовные искания.

Возможно, весь феномен "психоделии по-советски" более всего описывается понятием "эзотерические искания". Самое точное название использует А. Лебедько, называющий этот феномен "российской саньясой" ("саньясин" в индуизме - искатель древнего откровения, не определившийся ещё с выбором учителя). Эпидемия мистических исканий лавинообразно распространялась по СССР на протяжении 70-х годов, точно так же, как "психоделическая революция" в США на протяжении 60-х. Отечественная психоделия имела отнюдь не меньший размах, чем американская. В 70-е и 80-е годы число "искателей духовной истины" измерялось, как минимум, сотнями тысяч, а может быть и миллионами людей. И ltraditionalist был одним из этих миллионов.

Феномен эзотерических поисков был настолько массовым, что советская психиатрия была вынуждена выработать собственное к нему отношение. В 70-е годы появился новый для этой лженауки термин - "метафизическая интоксикация". Обратите внимание на близость этого понятия к наркологии вообще. Оно позразумевает отравление (интоксикацию) человеческой психики мистическими, философскими и религиознами знаниями.

Это был очень удобный термин. Он позволял описывать любой искренний интерес к религии или духовному опыту... как форму шизофрении.

Сам факт существования психиатрического синдрома как бы объявлял любые метафизические знания бессмыслицей, "отравляющей" человеческую психику, и позволял официальной советской медицине объявлять сумасшедшим любого человека, искренне увлечённого проблемами души, которые, увы, могут иметь лишь метафизическое выражение.

Был придуман ещё и термин "вялотекущая шизофрения", чтобы сажать за решётку "особо буйных" российских "саньясинов". Хотя что их "метафизическое буйство" по сравнению с безумием орущих большевиков: "Даёшь!" Чего - "даёшь"? Кому - "даёшь"? Лучше не спрашивайте. Или вот слова из песни: "... и как один умрём в борьбе за это..." За что - "за это"? Или: "Гайдар шагает впереди!" Куда - "шагает"? Впрочем, мы знаем, куда Гайдары пришагали.

Слепые люди, мнящие себя зрячими, объявили всех других слепых людей, пытающихся прозреть, шизофрениками. Вот, собссна, и всё.

                                                                         **************************************************************

В продолжение поста:

Оригинал взят у monster_jim в Российский мистический андеграунд как поиск целостного образа жизни

картинко

Под мистическим андеграундом мы подразумеваем субкультурное явление, включающее в себя людей, находящихся в духовных поисках, экспериментирующих с различными формами духовных практик и не принадлежащих формально ни к одной из концессий. В то же время, мистический андеграунд не следует путать с пришедшим в 90-х годах в Россию с запада движением «New Age». Движение «New Age» носит во многом коммерческий характер и предлагает «продукцию» либо прикладного характера (оздоровление, развитие способностей и т.д.), либо «продукцию» претендующую на духовный поиск, но в большинстве случаев поверхностную и весьма сомнительного качества. Мистический андеграунд -  явление чисто российское, сформировавшееся в советском и постсоветском обществе в 60 – 90-е годы. В этот период сложились особые социально-исторические обстоятельства, которые и породили российский мистический андеграунд со всей его уникальностью, самобытностью и парадоксальностью.
Попытаемся выделить основные черты, характерные для представителей мистического андеграунда. Наверное, главное, это стремление к целостности, к синтезу в одно целое мировоззрения, специальных практик и образа жизни. На мировоззрение представителей российского мистического андеграунда повлиял ряд духовных традиций. В основном это учение Гурджиева-Успенского, Кастанеды, Ошо, индийская йога, буддизм, даосизм, экстрасенсорика. В некоторых случаях всё это могло смешиваться с идеями православного христианства. Главным лейтмотивом всего этого несколько эклектичного мировоззрения является принцип переориентации с целеполагания на процессуальное, смысловое, целокупное бытие. В этом плане мировоззрение неразрывно связано с практиками и образом жизни, так как в отрыве от них оно вырождается в интеллектуальную спекуляцию.

Специальная практика подразумевает регулярные упражнения и техники, позволяющие подготовить тело и психику к расширению и углублению сознания, снятию деформаций восприятия. Подавляющее большинство практик заимствовано из вышеперечисленных учений, но многие из них творчески трансформированы, преобразованы и дополнены. Одной из отличительных особенностей этих преобразованных практик является их экстремальность. Экстремальность вообще свойственна мистическому андеграунду во всех аспектах, что характерно для маргинальных культур. Эта экстремальность проявляется в штурмовщине, в надрывном стремлении добиться результатов за короткий срок, в доведении организма и психики до предела возможного, с целью выявления этих пределов и их преодоления. Идея преодоления всевозможных границ (физических, психологических, социальных), стремление вырваться за пределы, вообще является характерной чертой российского мистического андеграунда. Подчас это приводит к серьёзным физическим и психическим расстройствам. В связи с этим, некоторые представители мистического андеграунда становятся пациентами психиатрических больниц, хотя в советское время, в силу политических причин, в психиатрическую больницу попадали большинство инакомыслящих. Как форма экстремальных практик, распространён в среде мистического андеграунда и приём психоактивных средств. В большинстве случаев это водка. По словам самих представителей мистического андеграунда, есть люди, которым это помогает, облегчая доступ к подсознанию и выявлению скрытого психологического материала. Некоторыми водка воспринимается как абсолютный, ключевой продукт, способствующий просветлению. Пить считалось чуть ли не обязательным. Это тоже своеобразная форма выявления границ и возможностей осознанности. Хотя чаще всего «искатели» просто спивались. Интересно отметить и то, что использование «универсального сжигателя кармы» было распространено в основном в среде советского мистического андеграунда. В качестве альтернативы психоактивным средствам используются особые техники медитации, холотропное дыхание, депривация сна.

Большое значение в среде российского мистического андеграунда придаётся взаимодействию с социумом. В советский период наблюдалась тенденция либо к социальной изоляции, с целью достижения большей независимости от общества (работа дворником, сторожем, кочегаром), либо объединение в неформальные группы (школы), с целью ведения групповой работы и, вероятно, компенсации невозможности реализоваться в обычном обществе (весьма характерная тенденция для субкультур). В постсоветский период появилось больше возможностей для социальной самореализации, и в связи с этим изменилась тенденция общественного поведения представителей российского мистического андеграунда. Тенденция к социальной изоляции сменилась тенденцией к выстраиванию подвижной и изменяемой, в зависимости от целей, задач и потребностей, формой взаимодействия с обществом. Цель такого поведения – сведение к минимуму зависимости от общества и более того, получение возможности манипулировать ситуацией. В большинстве случаев такого рода поведение среди представителей российского мистического андеграунда называется кастанедовским термином – сталкинг. В основе сталкинга обычно лежит нестандартное, неожиданное, иногда даже кажущееся глупым, но, тем не менее, эффективное поведение. Следует заметить, что помимо социальных и практических целей, такого рода поведение направлено на отслеживание себя, своих чувств, эмоций, мыслей, реакций, то есть на повышение осознанности, чему и способствуют различного рода нестандартные и проблемные ситуации. Это показывает, что специальные практики неразрывно связаны с мировоззрением и образом жизни, что отличает их от «просто упражнений».
Образ жизни является ключевым, связующим элементом жизни представителя мистического андеграунда. Образ жизни подразумевает устремление к тому, чтобы каждая ситуация, каждое решение, каждый поступок были бы направлены на следование тем ценностям и идеалам, которые открываются человеку в результате его практик. Выработанный образ жизни подразумевает наличие опыта. Характерным для образа жизни представителя российского мистического андеграунда является игровой момент, трикстерность. Он играет в духовность и воспроизводя её, и одновременно пародируя. Современный представитель российского мистического андеграунда – это постмодернистский симулякр. Но очень необычный симулякр, стремящийся к преодолению своей неподлинности через эту же неподлинность, которая в итоге и образует его истину.

Tags: СССР, духовные поиски, психиатрия - лженаука
Subscribe

  • Душещипательное.

    «Пронзённая тремя стрелами, она ревёт от отчаяния и бессильной ярости, волоча по земле парализованные конечности. Талантливое произведение…

  • Сцена охоты или шаманского камлания?

    Знаменитая композиция из пещеры Ласко: раненый бизон вонзает рога в лежащего на земле, по видимости мёртвого, человека; его оружие, род копья с…

  • Спасение через страдание.

    Это образец финикийского искусства Vlll века до Р. Х. А это - образец скифского звериного стиля. Подобных изображений, где некие хищные звери…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments