Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Пятница - "женский" день.

Пятница - это сакральный женский день (мужской - четверг).

В русской народной культуре особенно почитаемой была св. Параскева Пятница. Особое отношение к этой святой отразилось в специфике ее иконографии и в представлениях об изображениях Параскевы. Так, на старых севернорусских иконах встречается изображение лика св. Параскевы на обороте иконы Божьей Матери, что свидетельствует о равной степени почитания обеих.

Особое место св. Пятницы в религиозном сознании русских нашло отражение в использовании её имени в текстах божбы как особых клятв, в которых чаще всего упоминались Бог, Иисус Христос, Божья Матерь. Так, в повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» между главными героями — Алексеем и Лизой, изображающей крестьянку, — происходит следующий диалог:

И ты не обманешь меня?
Не обману.
Побожись.
Ну вот те святая пятница, приду.

Культ св. Параскевы Пятницы, сформировавшийся у восточных славян после принятия христианства, восходит к языческому почитанию персонифицированного образа Пятницы. Пятницв же есть "пятерица", то есть число 5, которое, как мы увидим далее, было "женским" числом.

Отличительными чертами народного образа Параскевы Пятницы были также длинные распущенные волосы (в украинских ритуалах Пятницу представляла женщина с распущенными волосами, которую водили по деревне) и белая одежда — сорочка, плахта, шушпан. Нередко её могли представлять вовсе нагой. Все эти характеристики сближают Пятницу с образом русалки. В этой связи показательно, что в украинской быличке Пятница изображается в виде женщины «на гусячьих ногах», с огромными грудями, которые она забрасывает за спину — эта черта часто приписывается русалке. Нередко св. Пятницу представляли с кровавыми ранами, которые она, по поверьям, получала от уколов спиц и веретен, используемых женщинами во время работы в пятницу — день, когда существовал запрет на прядение и другие женские рукодельные занятия.

Параскева Пятница. Костромская резная икона.Две русские резные Пятницы XVII века




























В народных воззрениях Параскева Пятница представала покровительницей одноименного дня недели (хотя не всегда на него приходилось чествование памяти святой), поэтому все поверья, касающиеся пятницы, связывались с ее образом. В традиционном сознании пятница воспринималась как «несчастливый» день, особенно для каких-либо начинаний. В народе говорили: «Кто дело в пятницу начинает, у того оно будет пятиться».

С наибольшим уважением к Параскеве Пятнице относились девушки и женщины, так как эта святая была покровительницей женщин и их занятий. Крестьянки повсеместно считали ее «бабьей святой» — своей заступницей, а праздники Параскевы Пятницы получили название «бабьих», или «женских».

В пятницу, кроме занятий, связанных с изготовлением и украшением тканей, — прядение, тканьё, шитьё, вышивание и т. п. — существовал запрет на многие домашние работы. Нельзя было стирать и «золить» белье, то есть мыть его с золой или щелоком, иначе «на том свете будет Пятница гоняться». Запрещалось выносить золу из печи и «трусить сажу», то есть чистить трубы, а также печь хлеб. Если кто-либо в этот день выметает из избы сор и моет полы, тот, по поверьям, «после смерти будет в помоях ворочаться». Не разрешалось также мыться и купать детей, чтобы не напала болезнь «сухотка», или «сушец».

По пятницам существовали также ограничения на мужские работы. Так, нельзя было пахать и боронить землю, что отчасти отразилось в народной поговорке: «По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут». Кроме того, распространён был запрет смеяться в пятницу: в народе верили, что тот, кто в пятницу много смеётся, в старости будет много плакать. В русских духовных стихах о страшном суде говорится, что соблюдение пятницы отворит человеку райские врата, а пренебрежение к ней уготовит адские муки. Образ Параскевы, как и образ Богородицы, связывался с Матерью Землёй. Отсюда упоминавшийся выше запрет на земледельческие работы, который в некоторых местах объяснялся также народными представлениями о событиях казни Иисуса Христа: в пятницу — «матушку Прасковью» — грех «тревожить землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение».

Образ св. Параскевы соотносился со стихией не только земли, но и воды — земной влаги. Во многих местностях у русских бытовали предания о явлении иконы Параскевы Пятницы на воде — в ручье, роднике или колодце, — отчего вода приобретала особую животворящую силу и почиталась святой и целебной. При таких источниках и колодцах, которые в народе называли «пятницкими», или «Пятницами», вешали иконы св. Параскевы, ставили часовни и кресты. К святым местам в 9-ю по Пасхе и Ильинскую пятницу и день св. Параскевы совершали крестные ходы, около них служили молебны, читали молитвы; люди приходили сюда, чтобы исцелиться от болезни. Обычно заболевший человек «завечался на пятницу», то есть давал зарок сходить к источнику св. Параскевы и оставить какой-нибудь «завет» — жертвенное приношение. Для таких ходов с иконой св. Параскевы Пятницы и обряда исцеления нередко собирались многотысячные толпы людей.

В одном из духовных стихов повествуется о завете св. Пятницы, включающем еженедельное почитание пятницы:

Во пустыне святой труженик трудился,
Не владал он ни рукою, ни ногою.
Во сне ему Пятница явилась,
Крестом она его окрещала,
Свечой она его осветила,
Гласом она его оглашала:
«Ты встань, раби Божий, подымися,
Ты встань, раби, Богу помолися.
Поди, раби, по всему свету,
Прославь, раби, всему миру,
Чтобы в неделе по три дня поминали,
А пятницу, среду почитали,
В воскресный бы день не работали,
Во пятницу пыли не пылили,
А в середу золы б не золили,
К обедне, к заутрене ходили,
Усердно бы Богу помолились
.

Культ св. Параскевы Пятницы "наложился" на более ранний по времени языческий культ Мокоши. А это значит, что древние славяне, по крайней мере, женщины - славянки, чтили пятницу и до крещения Руси. Пятница была "женским" днём, днём любви. Запрет на руколелье и работы по хозяйству здесь надо понимать как оставление всех дел ради главного Дела - Любви. Скорее всего, именно поэтому пятница по-французски - Vendredi, то есть Венера. То есть пятница - это "день Венеры", "день богини Любви".

В Месопотамии пятница была посвящена богине Венере / Иштар.

Иштар
Иштар

А теперь вспомним украинскую быличку, в которой Пятница изображается в виде женщины «на гусячьих ногах».

Во времена матриархата у некоторых народов существовала пятидневная неделя - быть может, по числу пальцев руки. Изображение руки было символом Великой Богини. В этом, видимо, и следует видеть изначальный смысл культового значения числа 5.

Изображение руки.

По некоторым данным, год в эпоху матриархата мог состоять из пяти частей. В частности, имело место разделение года на пять периодов по 72 дня плюс добавочные 5 дней. В Древнем Египте год состоял из 12-ти 30-дневных дней и пяти добавочных дней, которые были посвящены богу Ра.

На месте, где происходили древнегреческие Олимпийские игры, стоит древняя стела, на которой изображены пять колец, а кольцо - это символ Великой Богини (в наше время эта древняя эмблема переосмыслена как символ спортивного содружества пяти континентов).

Празднование, посвящённое Гере, совершалось каждые 5 лет.

Следовательно, число 5 есть "женское" число.
Tags: матриархат, символика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments