Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Установление канона священных писаний Нового Завета (1).

В устах Иисусовых и у первоапостолов слово "евангелион" [1] подразумевает не книгу, а проповедь (Мф. 11:5; Лк. 4:18; Деян. :642; Рим. 1:1), раскрывающую смысл "предания" о Христе. В Новом Завете есть указания на то, что ещё при жизни апостолов их свидетельства о Христе стали называть "преданием" (1 Кор. 11:2; 2 Фес. 2:15). Мы должны помнить, что, прежде чем отлиться в форму, сделаться "Писанием", всё Евангелие было "Преданием", Незаписанным Живым Словом. Книги Нового Завета - в буквальном смысле кристаллизация апостольского "Предания".

В годы миссионерской деятельности ап. Павла никаких писаний Нового Завета ещё не было. Слово "евангелие" - благая весть, не имело первоначально значения писаного произведения (см., например, у ап. Павла в Послании к галатам: "Евангелие, которое я благовествовал..."). Сам апостол опирался на Предание Церкви как на учение, воспринятое им от Господа (1 Кор. 11:23; 15:3). Не книга, а живая проповедь была основным источником знаний о Мессии. В первые по отшествии Спасителя годы ученикам Иисусовым писать было некогда: слишком скорого ждали Его второго пришествия. Люди не успеют о Нём прочесть, как Он уже будет сам. "Как бы не забыть", - думает пишущий; но можно ли Его забыть? Дети забудут? Но будут ли дети, - успеют ли быть?

"Долго ещё он сам, живой, стоял у них в глазах; голос Его, живого, звучал у них в ушах. "Ваши же блаженны очи, что видели, и уши ваши, что слышали" (Мф. 13:16). Но вот, с первым записанным словом, этому блаженству наступил конец, как бы вторая разлука с Иисусом, горшая. Пишущий как бы соглашался, что живого Христа уже нет с ними, - и ещё не скоро будет. Если любимый завтра вернётся, то возлюбленная ждёт, не пишет; но если ни завтра, ни в последующие дни не вернулся, то первое письмо - первая тоска и тревога. Кажется, именно так должны были взглянуть тогдашние христиане на первое записанное Евангелие - письмо в разлуке - знак отсроченного свидания", - пишет Д. Мережковский в своей книге "Иисус Неизвестный".

Именно так взглянул и ап. Пётр на первое Евангелие от Марка. "Пётр, - сообщает Климент Александрийский очень древнее свидетельство, - узнав, что Марк пишет Евангелие, не возбранял ему и не поощрял его"... Пётр "не поощрил", не благословил - отверг Евангелие. Это так странно, страшно, что мы ушам своим не верим... Чтобы всё это понять хоть отчасти, мы должны вспомнить, что люди эти, "отвергавшие" Евангелие, своими ушами слышали, своими глазами видели живого Христа - Солнце, и после Него писанное Евангелие - как тусклая свеча в летний полдень.

Однако проходили годы, и всё меньше оставалось людей, которые могли сказать, что они слышали слова самого Христа или, по крайней мере, слова Его учеников. После того, как поколение первоапостолов и их непосредственных слушателей ушло из земной жизни, христианские общины стали ощущать потребность искать авторитетный голос Христа не только в устном Предании, но и в письменных свидетельствах веры.

Обилие семитизмов в Евангелиях, отмеченное в 1518 году ещё Эразмом, свидетельствует о том, что первичное Предание и самые ранние записи - "логии" - существовали на родном языке Иисуса и апостолов. Логии имели ритмическую форму [2] и многими выучивались наизусть [3]. Вероятно, к самым ранним логиям восходят знаменитые речения из Нагорной проповеди Иисуса Христа.


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Греческое слово "евангелион" значит "хорошая новость", "радостная весть". В эпоху позднего эллинизма это слово приобрело религиозный смысл в контексте культа гения римского императора: "радостными вестями" назывались сообщения о различных событиях в жизни обожествлённого правителя. Восприняв подобную терминологию, христиане придали ей принципиально иной смысл: не "благовестия" о вполне земных делах императора, а единственная "благая весть" об Иисусе - Сыне Божием - стала содержанием христианской проповеди.

[2] Исламская традиция утверждает, что Адам в раю говорил стихами, то есть ритмизированной речью, на ритмизированном "языке птиц". Подобно этому, в индуистской традиции говорится, что в битве с асурами дэвы обороняются произнесением гимнов Веды и что именно поэтому гимны получили название "chhandas", т. е. "ритм". Та же идея, кстати говоря, заключается в ритмизированном произнесении индуистских мантр, где методичное повторение имеет целью осуществление космических вибраций, способных посредством резонанса в бесконечной иерархии состояний бытия обеспечить общение с наивысшими из них, что, впрочем, является основой и первичной целью любого обряда. Вот почему священные книги писались ритмическим языком (современные "стихи" св. Писания выражают этот язык лишь в незначительной степени). Кстати сказать, поэзия первонаяально вовсе не была той пустой "литературой", в которую она выродилась вследствие нисходящего движения человечества, а носила подлинно священный характер. Его следы ещё уловимы в классической античности, когда поэзия именовалась "языком богов", а также в кельтской традиции общенародного почитания бардов (на Руси подобную роль бардов выполняли слагатели и сказители духовных стихов - "калики перехожие".

[3] В иудейской среде выучивание наизусть больших связанных текстов было весьма распространено. Существовал даже особый род служителей - "масоретов" - хранителей священных текстов. Эти люди знали наизусть весь Ветхий Завет и корректировали переписчиков. Причём, те записи, которые расходились с твёрдой устной традицией, отвергались и уничтожались. Это обыкновение оказало драгоценную услугу при составлении Евангелий.
Tags: христианство
Subscribe

  • Грядёт "эпоха великой грызни"?

    Похоже на то, что мир понемногу входит в "эпоху великой грызни". Грызни за природные ресурсы, сокращающиеся с каждым годом как…

  • Американская трагедия.

    — Что нужно, чтобы стать хорошим математиком? — Должен быть внутренний голос. Я очень люблю вспоминать историю про мою бабушку. Она…

  • Босяки.

    Художник Михаил Вачаев хорошо подметил эту странность современной молодёжи - ходить зимой в кроссовках без носков. Сегодня с утра было 13 градусов…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments