Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Древнейшие города были некрополями?

Чатал-Хююк
Чатал-Хююк, Турция

В 1961–65 годах англичанин Джеймс Мэллаарт (James Mellaart) раскопал в турецкой Анатолии обширное неолитическое поселение под холмом Чатал-Гуюк, открытое в конце 1950-х годов. Археологи и историки считают, что в 7500-х годах до н.э. город Чатал-Хююк был населён тысячами людей. Считается, что он являлся одним из первых человеческих поселений городского типа. Но культура людей, которые населяли его, отличается от той, которую мы привыкли видеть. Внешне город напоминает пчелиные соты, вход в которые сделан на крышах. Крыши были своего рода улицами, по которым ходили люди, а в дом спускались по лестнице. Умерших людей хоронили в полу каждого из домов.

002
Реконструированное жилище в Чатал-Гуюке, на стене которого изображены птицы, клюющие людей.

Меня давно уже терзают смутные сомнения, что это вовсе не жилища для людей, а жилища для умерших. Это вовсе не город, в привычном понимании этого слова, а некрополь. Не город живых, а город мёртвых. То есть это - кладбище. Отсюда становится понятно, почему в этом "городе" нет привычных нам улиц, - покойники же не ходят. Также понятно, почему в жилищах нет окон и дверей, - гроб (или саркофаг) и не предполагает никаких дверей. Что же касается отверстия в крыше жилища, то оно служило для входа родственников умершего, чтобы совершать обряды поминовения. Может быть, эти жилища использовались также для совершения обрядов инициаций, как в позднейших дольменах. В таком случае, посвящаемые проводили некоторое время в этих гробницах, от нескольких ночей до нескольких недель или, может быть, даже нескольких месяцев.

Итак, Чатал-Хююк (тур. Çatal Höyük и Çatal Hüyük, старое название Чатал-Гуюк, в переводе «вилообразный холм»). Протогородское поселение эпохи керамического неолита и энеолита, возраст которого превышает 9500 лет. Считается самым древним городом планеты, превосходящим Иерихон, Ур и Вавилон.

Считается, что
большую часть своего времени жители проводили на крыше. Крыша была своего рода и общественным местом, и кухней, и ремесленной мастерской. Интересно, куда они при этом девали свои испражнения? Может быть, прямо в своих жилищах, рядом с могилами своих любимых, копали выгребные ямы? Или, может быть, справляли свою нужду в склепы умерших родственников? Кажется, такое представить себе невозможно. А как вы себе представляете людей, бегающих по крышам домов с ведёрками, наполненными калом и мочой, чтобы вылить содержимое за пределами города? Согласно оценкам экспертов, количество его жителей в разные периоды могло составлять до 10 000 человек. Представьте себе условия жизни в таком городе, когда день и ночь по тонким глинобитным крышам ходят и бегают люди с ведёрками туда-сюда; при этом конечно кто-нибудь обязательно споткнётся и опорожнит ведёрко на крыше. Зачем вообще терпеть такие неудобства, если вокруг было свободное пространство аж до самого горизонта?! Да и как представить древних людей, живущих отдельно от домашних животных? Это тоже полный нонсенс. Учёные говорят, что в этом городе жили совместно люди и скот.

Вот интересно себе представить стада овец или коз,  ежедневно ходящие туда-сюда по крышам домов. А если жители держали коров и быков?!

Богиня МатьВ одном из сосудов археологи нашли статуэтку Богини Матери. В принципе, эта находка вполне закономерна: до нашествия племён ариев люди повсюду поклонялись Матери и жили в матриархальных обществах. Жители Чатал-Хююка поклонялись богине, которая изображалась в образе девочки, женщины-матери или старухи. В Чатал-Хююке было найдено много святилищ. Их стены, ярко расписанные религиозными сценами, украшали гипсовые изображения бычьих голов с настоящими рогами. Судя по рисункам на стенах, некоторые жрицы для исполнения обрядов облачались в костюмы, изображающие птиц-грифов. В корзинах под бычьими головами были найдены человеческие черепа.

Не разумнее ли представить себе, что Чатал-Хююк был своего рода коллективным мавзолеем? Тогда сразу становятся понятными сакральные настенные росписи, святилища и изображения божеств. Люди здесь не жили постоянно, но лишь приходили для поклонения, как мы ныне приходим на кладбище раз в году, обычно на Пасху. Здесь они совершали религиозные обряды, оставляли жертвоприношения, и уходили в свои жилища, которые, естественно, не сохранились, потому что были сделаны из жердей и шкур, по типу чума, яранги, юрты, вигвама или иглу.

реконструкция

Древние скальные гробницы иногда разростались в целые города. В древних цивилизациях считалось нормой – похоронить умершего в некрополе, что означает «город мертвых», в переводе с греческого языка. Кстати, город  Некрополь был построен в городе Миры, в древней Ликии (ныне часть провинции Анталья, Турция).

Некрополь

Помимо города, некрополем называли места сосредоточения больших захоронений. Существует множество некрополей, к примеру: Дипилонский некрополь в древних Афинах, в Древнем Египте — некрополь города Фивы с гробницами фараонов и знати, и многие другие некрополи.

Некрополь 2

Множество скальных гробниц были повреждены и утеряны вовремя землетрясений и извержений вулканов, но многие скальные памятники архитектуры сохранились и по сей день. Среди сохранившихся  памятников – один из наиболее известных – город Петра в Иордании, Мавзолей Эль-Хазне — яркий пример величайшего мастерства древних архитекторов и камнерезов.

Некрополь 3

Некрополь 4

Конечно, есть большой соблазн считать эти импозантные строения дворцами царей. Ну, в некотором смысле, они и являются дворцами царей, только умерших царей.

Петра - это город-мавзолей. Здесь упокаивали умерших: богатых - в храмах, бедных - в пещерах. А сами жители обитали за пределами города, строя себе маленькие домишки из камней-отбросов.

Некрополь 5

Знаменитая китайская поговорка гласит: не всё то золото, что блестит. Перефразируя эту поговорку, мы также скажем: не все те города, которые поражают великолепием. Древние люди самые великолепные строения сооружали не для живых, а для умерших. Египетские пирамиды - самый наглядный пример этих строений. Другой наглядный пример - дольмены, которые являлись коллективными усыпальницами. Что характерно: жилища строителей дольменов не сохранились. Ну, потому что земная жизнь - она, вообще, бренная, а жизнь загробная - вечная. И, в строгом соответствии с этой нехитрой "философией" древние сооружали гробницы прочные, "вечные", на века и тысячелетия, а земные жилища строили ветхие, на недолгий век человеческий.

Tags: архаический мир, город, инициация, матриархат
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О фанатизме.

    Довольно часто приходится слышать: "Не люблю фанатиков всех видов." А я как раз люблю фанатиков всех видов. Ибо что такое фанатизм как не…

  • К вопросу о капитализме в России.

    Читаю в ленте новостей rbc.ru: " Гватемала попросила вернуть аванс за «Спутник V» из-за задержки поставок. В апреле Гватемала…

  • Человечество "завязалось " в Индокитае?

    В статье О свинье, "влипшей" в историю я высказал осторожное предположене, что, может быть, человек современного антропологического типа…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments