Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Культура Вавилона (3)

Закат шумерского "экономического чуда" наступил около 2600 года до Р. Х. В вещественных памятниках этой эпохи обнаруживаются бесспорные и весьма существенные изменения по сравнению с археологическими находками предшествующего периода Джемдет-Наср. Некоторые учёные считают их свидетельством "примитивизации", "стагнации и регресса культуры", "оскудения эстетических ценностей". В строительстве, например, вместо изящных, удобной формы кирпичей появляются большие, похожие на буханки хлеба плоско-выпуклые кирпичи. Храмы в этот период строятся уже без того архитектурного размаха, который был характерен для периода культуры Джемдет-Наср. Резко меняются и особенности отделки сосудов, и характер рельефов на фресках и цилиндрах. Вместо полных жизни фигур мы видим лишь схематическое их изображение.

Всё это свидетельствует о постепенном вымирании коренного этноса и о наплыве в Южную Месопотамию семитов - аккадцев, которые, как ученики, занимались грубым и неумелым подражательством. Однако в дальнейшем аккадцы хорошо усвоили многие культурные достижения Шумера (в частности, письменность) и, в свою очередь, внесли большой вклад в дальнейшее развитие месопотамской цивилизации.

И вот наступил 2316 год до Р. Х., год, окрывший, как считают историки, эпоху господства в Шумере аккадской династии. Аккадский царь Саргон Великий, происхождение которого неизвестно (легенда гласит, будто он был найден в "камышовом ковчеге" - любопытное совпадение с преданием о Моисее) овладел не только шумерскими городами - государстввами (которые, кстати, вели себя по отношению друг к другу крайне агрессивно [1]), но и вышел далеко за пределы Месопотамии. Империя СаргонаИмперия Саргона простиралась до Сирии, Ливана и даже Кипра на западе, гор Тавра на севере, Загра и Элама на востоке. Тогда, по-видимому, впервые возникла идея "мировой империи", осуществить которую позже стремились Кир, Александр и Цезарь. Но создание этой империи было оплачено слишком дорогой ценой - в стране начался голод (голодали даже "черноголовые", чего прежде никогда не случалось!) и вспыхнули восстания, которые не прекращались и при наследниках Саргона.

Акадская династия продолжалась около 150 лет, и всё это время шумеры делали всё возможное для свержения политического господства семитов. Обратив свои лица к Аккаду, они проклинали его:

Да обратятся твои улицы в прах,
Да превратятся твои глиняные кирпичи в грязь,
Да будут они прокляты богом Энки...
Твои смертоносные топоры - да несут они смерть твоим женщинам,
Твои убойные бараны - да пойдут на убой твои дети,
Твои несчастливцы - да утопят они своих детей...
О Аккад, да обратится твой дворец, с радостным сердцем построенный, в развалины;
Там, где отправлялись твои обряды и молитвы,
Пость лис-охотник сметает хвостом могильные холмы развалин.
Да зарастут твои каналы, подобно тропинкам, на которых растёт только сорная трава;
Да зарастут твои дороги, и пусть на них растёт одна лишь "трава плача".

Наконец, свершилось то, к чему призывали шумеры. От внутренних распрей пал Аккад, но падения Аккада чаяли не одни только "черноголовые". Теперь и гутии, "варварский" народ, по мнению ряда учёных, скорее всего кавказского происхождения, дождались своего часа. Разваливающаяся держава потомков Саргона была для них столь же лакомой, сколь и лёгкой добычей, тем более что шумерские князьки, по-видимому, были готовы сговориться с кем угодно, лишь бы освободиться от господства Аккада. Даже "дракон с гор", как они его называли, казался им подходящим союзником.
гутии и касситы
Ярость гутиев обрушилась в первую очередь на семитский север. От гордой, прекрасной и богатой столицы Саргона - Аккада - не осталось ничего. Ограбив город, варвары буквально сровняли его с землёй, так что до сих пор не удаётся найти его следов. А затем орды гутиев хлынули на юг. В пламени гибнет Ур вместе с великолепным храмом Нанны; разрушен Урук. Его правитель, если он расчитывал при помощи гутиев освободиться от господства Аккада, жестоко просчитался. Гутии не знали милосердия, для них не было ничего святого. Они жгли и разрушали города, предавали огню храмы, оскверняли алтари и статуи богов.

Почти сто лет хозяйничали в Шумере гутии. Можно только удивляться шумерской культуре, выдержавшей это "варварское" испытание. Поистине, мощь и величие культуры проверяются в тяжёлые периоды истории, в такие, когда гибель самих основ культуры побеждённого народа кажется неизбежной.

Гоподство гутиев в Месопотамии закончилось, по-видимому, их полным изгнанием. И тогда, в конце II тысячелетия (ок. 2050 - 1950 гг. до Р. Х.), наступил последний и кратковременный - всего одно столетие! - период самостоятельного развития Шумера, - шумерский Ресессанс, богатый великолепными достижениями во всех областях жизни. Однако за внешним фасадом, показной мощью скрывался приближающийся крах империи "черноголовых". Хотя официальным языком Шумера - деловым и обрядовым - продолжает оставться шумерский, весь простой народ уже говорит по-аккадски [2]. Шумерский островок, чрезвычайно малочисленную группку людей, пытающуюся отстоять свои интересы, заливают волны семитских влияний.

Под давлением западносемитских кочевников-амореев империя шумеров рухнула. В течение двух с лишним веков Месопотамия была разбита на множество государств. Амореи поселились в старых шумерских городах и основали здесь свои династии. Самой могущественной оказалась династия ничем до тех пор не примечательного городка Вавилона, шестым представителем которой стал Хаммурапи (ок. 1795 - 1750 гг. до Р. Х.) - великий полководец, государственный деятель и законовед, объединивший север и юг Двуречья. Хаммурапи создал самую впечатляющую империю из всех, которые когда-либо видела Азия до того, а Вавилон стал мировой столицей, и это положение ему суждено было занимать в течение последующих четырнадцати столетий.

Вавилонская империя

Область между Тигром и Евфратом достигла пика культурного рацвета. Кровная месть, Моисеем не отменённая, отменяется по законам царя Хаммурапи [3]. "Да не обидит сильный слабого", - в этом весь закон Хаммурапи. Дмитрий Мережковский говорит, что иногда, читая, глазам своим не веришь. "Тому, кто сделал зло тебе, плати добром". Что это? Нагорная проповедь? Нет, шумерийская клинопись.

"Всех детей твоих, Матерь,
Помилуй, спаси, заступи!
Царица всемогущая, милосердная Заступница, нет иного прибежища кроме тебя!.."

Что это, - спрашивает Мережковский, - православный акафист? Нет, вавилонская клинопись.

"Солнце Вавилона, - пишет Д. Мережковский, - восходит так же внезапно, как солнце Египта. Когда появляются оба, одно за другим, на горизонте истории, круг их совершенен, подобно кругу восходящего светила. В Вавилоне, так же как в Египте, всё уже готово, дано сразу, с самого начала наших исторических сведений, или даже до них; чем глубже в древность, тем ярче свет, как будто самый источник его - позади, в той для нас неисследимой древности, которую миф Платона называет Атлантидою. И с той поры уже нет движения вперёд, а есть только движение назад, нисхождение, деградация". "В истории, в культуре Вавилона происходит постепенное вырождение, снижение", - пишет Г. Фокар.

После смерти Хаммурапи Вавилон пришёл в упадок и довольно быстро был захвачен племенами новых "варваров" - касситов (ок. 1525 г. до Р. Х.). Касситы господствовали в Месопотамии с XVI по конец XI века до Р. Х. Но во время их правления проводилась целенаправленная политика на сохранение всей предшествующей традиции: переписывались старые тексты, неукоснительно соблюдались ритуалы, создавались комментарии на ритуалы и календарные праздники.

После X века Вавилон оказывается под властью Ассирии, которая на целых четыре столетия становится центром месопотамской политической жизни. Однако в духовном плане Ассирия целиком зависит от наработок шумеро-вавилонской культуры и подражает её лучшим образцам. Писцы при дворах ассирийских правителей бережно собирают памятники шумерской мудрости, переписывают мифы и эпические сказания шумеров, пользуясь мёртвым шумерским языком, который в течение последующих веков сохранялся как сакральный язык. И Вавилон для ассирийцев тоже оставлся священным городом (как для христиан - Иерусалим) и пользовался у них очень высоким престижем.

После падения Ассирии в 612 - 605 гг. до Р. Х. Вавилон опять берёт бразды культурного лидерства в свои руки и не выпускает из ни при персидском, ни при греческом политическом господстве. В последние века вавилонской истории аккадские слова начинают записываться греческими буквами, и месопотамская культура становится мощным стимулятором греко-римской образованности.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Вот поэтому археологи обнаруживают остатки оборонительных стен почти во всех шумерских городах.

[2] Шумерский язык, уже после того, как на нём перестали говорить (примерно с 2000 г. до Р. Х.), сохранял роль литургического и вообще "учёного" языка на протяжении ещё пятнадцати веков. Во времена Селевкидов, в III веке до Р. Х., то есть в эллинистическую эпоху, в вавилонских храмах богослужение всё ещё велось на шумерском языке. Похожей оказалась судьба других литургических языков - санскрита, иврита, латыни, старославянского.

[3] Шумеры, кстати, тоже не знали и не применяли принципа "око за око, зуб за зуб" - он был им чужд.
Tags: архаический мир
Subscribe

  • Революционер.

    "В Советской России пятиконечная красная звезда, согласно Кибальчичу, впервые была использована на военной форме кронштадтских моряков во главе…

  • Тупой психоанализ.

    "Согласно психоанализу, птица во всех мифологиях символизировала эрекцию, а змея - мужской половой орган", - говорит Ю. М. Бородай в своей…

  • Могильные круги.

    Могильные круги в Эстонии. Руины сводчатой минойской гробницы «мегалитического типа». Камилари. Гераклион. Нач. 3 тыс. до Р.Х.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments