Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Культура Вавилона (4)

Города ШумераНа протяжении всего III тысячелетия до Р. Х. Месопотамия состояла из так называемых городов - государств. Каждое такое государство состоялоиз города с прилегающей к нему территорией, возделываемой населением города. Время от времени появлялись завоеватели, которым удавалось объединить под своей властью большинство городов - государств в единую империю; но этим империям обычно удавалось просуществовать сравнительно непродолжительное время, после чего страна снова распадалась на города - государства.

Центром города - государства был город, который шумеры строили по образу Небесного Града [1]. Город был священным местом, судя по запрету использования там оружия. Сакральным центром города был храм - зиккурат, посвящённый богу (или богине) города. Этот храм играл одновременно религиозную, политическую и административную роль, ибо он являлся также и царским дворцом.

Общественная жизнь города - государства покоилась на двойном, но нераздельном устое религиозного и государственного закона. Слитность религии с государством так видоизменяла оба элемента, что нам почти невозможно составить о ней живого представления. Как вода в своих конкретных свойствах нисколько не похожа ни на водород, ни на кислород, отдельно взятые, так религиозно-государственный строй древней Месопотамии вовсе не напоминал ни религии, ни государства в современном смысле этих слов.

зиккуратОстанки зиккурата Ура























Для религий стран Древнего Востока характерна та особая роль, которую играл царь в официальном культе. Царь считался рождённым от богини, отцом его был Ану, Энлиль или какой-либо другой бог, который назывался "отец-зачинатель". Эпитеты, применяемые к царю и богу, обыкновенно тождественны: господь, пастырь, правитель Вселенной. Хаммурапи говорит о себе: "Я - солнечный бог Вавилона, освещающий страну Шумера и Аккада". Во время ритуальной церемонии царь выступал как бог солнца Мардук.

Шумеры, аккадцы и вавилоняне верили, что Верховное Божество на Земле действует через своего наместника, правителя города-государства. Обладая божественной харизмой, этот наместник доминирует над другими правителями в Месопотамии и через них - над их городами - государствами. Например, тот период времени около середины II тысячелетия до Р. Х., когда города - государства Инанны, а именно Киш и Аккаде, последовательно властвовали над Месопотамией, был "периодом царствования Инанны". Позже, когда доминировал Ур, его бог Нанна исполнял должность царя среди богов. Когда Хаммурапи после тридцати лет правлениянебольшим городом - государством Вавилон сумел подчинить всю Южную Месопотамию, его успех значил, в космических терминах, что Мардук, городской бог Вавилона, был избран божественным собранием для выполнения функций Энлиля. Соответственно наместнику Мардука среди людей, Хаммурапи было доверено выполнение этих функций на Земле.

Антон Арзамов верно подметил в своей статье Теория Инферно. О "плохих" обществах...:

"Как известно, Аристотель выделял три «хороших» способа правления: монархия, аристократия и полития (власть людей со средним достатком) и три «плохих»: тирания, олигархия и демократия (в этом случае власть бедного народа). Причём «плохие» формы правления полагались философом как искажение, отклонение от «хороших»: так, тирания была искажением монархии, олигархия - аристократии, а демократия - соответственно, искажением политии.

Разумеется, Аристотель давно уже умер. Но одна особенность восприятия, присущая античному философу, остаётся актуальной и сегодня. Важно то, что за более чем две тысячи лет подавляющее большинство уверено: какие бы политические структуры ни создавались, создаются они всё равно ради некоего блага. Для любого мыслителя традиционного общества невозможно было представить какое-нибудь другое понимание: ведь государственные и иные социальные институты если не возникали с момента «сотворения мира» (нередко их создание предписывалось божественным силам), то «вырастали» из однозначно «изначальных» социальных структур (так, Аристотель считал государство развитием патриархальной семьи).

Даже пришедшая на смену идее «естественного происхождения» государства идея «общественного договора» мало что меняла. Общественные институты всё равно рассматривались как некие явления, существующие для улучшения жизни людей - и именно по этой причине имеющие в их глазах легитимность. И только в XIX веке, с появлением марксизма, эта незыблемая истина была поколеблена. Марксисты показали, что государство служит не для гипотетического «общего блага», но имеет вполне конкретную задачу: обеспечение господства правящего класса. Всё остальное далеко вторично."



                                       
                                                                                             ------------------------

Можно с уверенность сказать, что не было для шумеров и их наследников - вавилонян ничего более заветного и ценного, чем царский ритуал, завершавшийся священным браком. Он определял собой судьбу всего живого на предстоящий год, и всё, что следовало за этим ритуалом, могло объясняться только на его основе.

Обряд священного брака, будучи излюбленным объектом исследований в этнографии и религиоведении, остаётся в главных своих чертах совершенной загадкой и порождает множество дискуссий среди специалистов - ассириологов..

Последователи Фрэзера в шумерологии предполагали, что уже с момента зарождения цивилизации в Двуречье каждый шумерский царь сочетался браком с верховной жрицей своего города, и плодом этого брака был ребёнок, которого воспитывали за государственный счёт и считали сыном богини и смертного. В частности, именно таким ребёнком должен был быть Гильгамеш, ибо хорошо тизвестно, что его матерью была богиня Нинсун, а отцом - смертный человек, правитель Урука Лугальбанда.

Но в этом случае придётся признать один примечательный факт. Хорошо известно, что многие правители Двуречья (начиная, по-видимому, с Саргона) ставили на должность верховной жрицы своих дочерей. Следовательно, в момент обряда совершался инцест, отец-царь ложился с дочерью-жрицей. Этот факт подтверждается надписью Ишби-Эрры, царя Исина, в которой говорится о его вступлении в священную связь со своей дочерью Нинзианой, которую он до этого назначил верховной жрицей Лугальмарада. Значит ли это, что и вообще обряд священного брака имеет в своей основе кровосмешение? Может быть, свадьба богов и свадьба людей соотносятся как нечто противоположное друг другу: если у людей свадьба совершается между дальними родственниками, то у богов совершается между кровными родственниками?.. Вопросов больше, чем ответов.
Tags: архаический мир
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments