Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Культура Вавилона (5)

От вавилонской и ассирийской эпохи истории Месопотамии до нас дошло большое количество текстов с упоминанием священного брака. Пожалуй, самым подробным описанием является большой гимн Idin-Dagan A. В нём говорится о грандиозном празднике в честь богини планеты Венера, которая в Исине называлась Инанна - Нинсиана (шумер. "Инанна -  госпожа Небесного Света"). Богиня предстаёт здесь в двух ипостасях - как хозяйка исинского храма Эгальмах, вступающая в брак с царём, и как небесное божество, созерцающее праздник подвластного ему народа. Текст открывается описанием гигантской процессии, проходящей во второй половине дня, когда на небе уже показался новый месяц нового года. В одном ряду шествуют музыканты и трансвеститы. Трансвеститы несут мечи и булавы, на одной стороне тела у них мужская одежда, на другой - женская. Идут молодые и старые женщины с волосами, заплетёнными в косы. Идут храмовые жрецы, истязающие себя под бой барабанов. Под вечер Инанна посылает старых женщин приготовить ей праздничную еду. В городе начинаются спортивные соревнования (прежде всего соревнования по прыжкам через скакалку - один из символов Инанны). В ночь перед главным праздником Инанна спускается с небес, неся с собой "ме", которых она была незадолго перед тем удостоена в Абзу [1] богом Энки. Перед рассветом богиня заклинает зло и благословляет добро. Утром следующего дня совершается обряд насыщения богини и освящения города. Горы фруктов, сыр, масло, мясной скот, пиво всех сортов, мука, умащения и благовония должны подготовить Инанну к торжеству новогоднего бракосочетания.

Церемония священного брака в Ассирии совершалась с 16-го по 22-й день месяца Шабату, любимого месяца Энлиля. Что это за месяц? Это время максимального холода (январь - февраль), шквалистых ветров, ливневых дождей. Время угрозы всеобщей погибели, катастрофы всего бытия. Затапливаются жилища, разрушаются храмы, от натиска стихий погибают люди. Само аккадское название этого страшного времени применяется к описанию всемирного потопа. Вот каково время, когда совершается зимний священный брак.

Считалось, что к этой дате время завершает свой планетарный цикл: мир как бы возвращается к своей исходной точке. Космический порядок постоянно нарушается преступлениями, заблуждениями и ошибками людей, которые грозят превратить мир в хаос. Однако мир периодически возрождается, или "творится заново", с помощью новогоднего праздника. Шумерское название этого праздника - акитиль - означает, "сила, возрождающая мир" (til значит "жить" и "возрождаться", как больной "о-живает", т. е. выздоравливает).

Во всякой эсхатологии подчёркивается следующее: новое творение не может совершиться до тех пор, пока этот мир не будет окончательно разрушен. Для того, чтобы началось нечто истинно новое, нужно полностью уничтожить остатки всего старого цикла. Иначе говоря, если мы желаем абсолютного начала, то конец мира должен быть самым радикальным [2].

Рене Генон пишет, что в некоторых древнейших культурах были установлены специальные периоды, во время которых допускалось свободное появление "блуждающих духов", причём, разумеется, принимались все необходимые меры предосторожности, ибо духи эти в космическом плане естественным образом соответствуют низшим слоям человеческой психики ("подсознанию"). Речь идёт о религиозном порядке, разрешающем периодически разрушать установленные светские нормы и позволяющем периодически возвращаться к состоянию первобытной стихийности. Нарушение нормального поведения означает переход от бытового, регулируемого принятыми нормами состояния к состоянию "спонтанности" и исступления, в котором интенсивно участвуют религиозно-магические силы. Посредством таких ритуалов происходит реактуализация первоначального момента Творения или блаженной стадии Начала мира, когда ещё не существовало ни сексуальных табу, ни моральных и социальных законов [3].

Оргия

С религиозной точки зрения, трагическая катастрофа наших прародителей (грехопадение) предполагает, в числе прочих несчастий, запрет наготы и утрату изначальной сексуальной невинности. Соответственно, попытки вновь обрести райское блаженство сопровождались, прямо или косвенно, сознательно или бессознательно, стремление к ритуальной наготе и свободным половым сношениям. И. М. Дьяконов в книге "Люди города Ура" (М., 1990) пишет: "Свадьба Инанны и Думузи, видимо, сопровождалась игрищами типа карнавала или масленицы... Для Урука... Было вообще характерно широкое распространение как "посвящённой", так и "запретной", но всё же покровительствуемой Инанной проституции, в том числе и гомосексуальной; но в этот карнавальный сезон деятельность проституток кадиштум, иштарибтум и т. п. принимала массовый, разнузданный, оргиастический [4] характер". Распущенность, осуждаемая в повседневной жизни, находила для себя невероятные выходы и изощрённые формы. На это время отпадали все законы и сословные различия, рабы обслуживались своими господами, а место правителя страны занимал подставной (подменный) царь (лат. interrex).

Шумерские тексты о таком человеке ничего не рассказывают, а старовавилонские и новоассирийские дают буквально несколько кратких упоминаний. Можно предположить, что подставной царь был необходим в тот момент, когда настоящий царь временно сводился со своего престола для суда над ним; "подменный" должен был занимать его место по принципу "свято место пусто не бывает". В это время царь входил в храм - зиккурат и складывал перед идолом бога Мардука все знаки своей власти. Затем он отдавл богу отчёт о делах прошедшего года и каялся в своих грехах. При этом верховный жрец больно ударял его по лицу, напоминая ему о необходимости соблюдать все религиозные традиции. После этого очистившийся от грехов царь получал право вновь надеть знаки божественной власти. Именно на этот покаянный день - интеркалярий, находящийся как бы вне календарного года, - царь соглашался передавать всю власть своему заместителю - безбородому, кривому на один глаз мужчине, или interrex'у, который умирал на закате этого дня, искупая своей смертью грехи царя за прошедший год, а кровь его использовалась в церемонии окропления царя.

В день, соответствующий по современному календарю 1 марта, совершенно обнажённого inrerrex'а сажали на осла и провозили по улицам города. Затем его, увенчанного красным колпаком, привозили на главную площадь, где его "дело" рассматривал суд. После дебатов его приговаривали к смертной казни и привязывали к столбу. Юноши с завязанными глазами пытались попасть в него пиками. Тот, кому удавалось сделать это, провозглашался "майским царём", а его невеста становилась "царицей" [5].

В самую напряжённую минуту всеобщего хаоса происходила ритуальная битва царя с "драконом", повторяющая на земном плане космическую битву бога света Мардука с демоном тьмы Тиамат (у шумеров - Намму). В классической вавилонской поэме о сотворении мира "Энума элиш" ("Когда наверху...") Тиамат именуется Праматерью. Почему-то на это не обращают внимания. А зря: судя по всему, Тиамат изначально выражала и олицетворяла женскую первосущность, МАТЬМУ, лежащую в основе мироздания. Её борьба с Мардуком - закодированный отголосок противостояния матрархата и партиархата. Да и сам этот миф о битве "светлого" бога с "тёмной" Тиамат, напоминающий греческие мифы о борьбе Зевса с Тифоном и другими титанами, относится ко II тыс. до Р. Х., т. е. к тому времени, когда в Передней Азии, и в особенности в Месопотамии, ощущалось сильное влияние ариев ("светлых").

010

На ритуальную битву с "драконом" царь выходил в маске быка с гордо поднятой головой. "Дракон" же имел передние лапы льва, а задние - огромной хищной птицы (или ящера), тело было сплошь покрыто чешуёй до самого кончика длинного, как у ящерицы, хвоста; шея тоже была длинная, с маленькой змеиной головой. Царское испытание и его победа имели двойное значение: происходило восстановление и космического, и социального порядка. Благодаря сврхъестественной доблести царя после периода кризиса вновь обновлялся и утверждался новый временной цикл. Осуществлялось возобновление и повторное обоснование упорядоченного течения жизни, то есть возврат к "давно прошедшим временам", в периодическом напоминании о которых и состоит главная особенность традиционного общества.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Абзу (Абсу) считалось потаённым, где-то в глубинах вод спрятанным местом (ср. англ. abyss - "бездна"), куда даже боги не смеют заглянуть.  Конечно, мы здесь сразу угадываем Тартар древнегреческой мифологии. В Абзу хранятся таинственные могущественные силы - "ме" ("сущности", "сути бытия"). "Ме" мистически излучаются богами. С обретением "ме" были связаны какие-то обряды надевания одежд и украшений (особенно когда происходило венчание на царство). Вероятно, по смыслу и по значению древнемесопотамские "ме" близки древнескандинавским рунам.

[2] Ср. знаменитые строки "Интернационала":

"Весь мир насилья мы разрушим
До основанья
, а затем
Мы наш, мы новый мир построим:
Кто был никем - тот станет всем!"

[3] Такая религиозная ностальгия по блаженным временам мифического Начала мира, по-видимому, неискоренима. До сих пор у даяков - нгадью и некоторых австралийских племён можно наблюдать периодические сексуальные оргии, когда все запреты временно отменяются. Фактически, в течение этого периода, являющегося по преимуществу сакральным, всё население возвращается в первоначальную (до-историческую) эпоху. Все правила и запреты при этом временно отменяются, ибо сам мир более не существует. По выражению Шерера, "речь идёт не о беспорядке (даже если нам это может представляться таким образом), но об ином порядке (цит. по: Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. - М., 2002, с. 143).

[4] В древнем мире оргия всегда означала прежде всего временный разрыв социальных связей, общественных ограничений силы Эроса. Ослабляя сковывающую "социального человека" дисциплину, промискуитет на время открывал возможность самореализации. В оргии первоначально именно стремление к освобождению. Разгульный характер оргиастических мистерий объясняется необходимостью периодического отбрасывания тех норм, что регулируют мирское существование - другими словами, необходимостью временно уйти от действия Закона, который мёртвым грузом давит в повседневности, и снова войти в состояние детской непосредственности. Согласно толкованиям М. Элиаде, оргии обозначали временное возвращение примордиального (или "золотого") века, когда не было ни законов, ни социальных различий между людьми. Эзотерическая традиция эти толкования углубляет: оргиастические мистерии пробуждали в историческом времени время мифологическое, то, что вне времени как такового и вне истории - в вечно прошлом и вечно будущем, - вне запретов, ограничений, вне рамок индивидуального существования. В этом смысле весьма замечательно, что слово "оргия", которое сегодня ассоциируется с половой распущенностью, возникло как обозначение состояния восторженной, воодушевлённой экзальтации, которая в античных мистериях служила отправной, исходной точкой всякой инициации и имела эпитеты "священная", "сакральная". Древние мистерии, без сомнения, содержали глубинные воспоминания о "райской наготе", утраченном райском бытии человека. Однако то, что они совершались после затворения рая, привело к тому, что в мистериях произошла сначала профанация райского видения, а затем и ниспадение его в "глубины сатанинские".

[5] Интересно, что "подменный царь" в роли шута имелся и у Ивана Грозного, и у Петра Великого - двух самых грешных русских царей. Вообще, придворные шуты - это преемники временных царей древности. С определённого момента (скорее всего, после распятия Иисуса Христа) законные монархи перестали убивать временных царей, а начали оставлять их при себе, сохраняя за ними некоторые царские прерогативы.

Царский шут
Tags: архаический мир, инициация, традиционные общества, язычество
Subscribe

  • Цитата дня.

    Важно знать, что когда огромная масса народа недовольна своим правительством, то это самое правительство начинает думать о собственной…

  • Почва для произрастания демократии.

    "Социально-психологической «подложкой» ряда наиболее благополучных и успешно развивающихся стран современной эпохи являются…

  • Спорное мнение.

    Психопатией (или духовностью) является всё, что не вмещается в культуру как в язык, для чего нет слов, символов, обозначений. Источник. Весьма…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments