Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Культура Вавилона (7)

Есть в Ветхом Завете упоминание о сидонской богине Астарте, которая во времена Соломона была богиней ханаанейской. В её честь в храмах совершались "ритуальные бракосочетания" со жрицами. Культ Астарты, явившийся продолжением вавилонского культа Таммуза - Иштар, уходит своими корнями в ещё более глубокую древность: он является продолжением шумерских обрядов в честь Думузи - Инанны.

Версии сказания об Инанне и Думузи представлены в двух записях на шумерском языке, датированных приблизительно 1765 годом до Р. Х. Сюжеты их дополняют друг друга. Первый текст, условно называемый "Нисхождение Инанны в подземный мир", рассматривает события с точки зрения богини. Центральный персонаж другого - Думузи, и называют его "Сон Думузи".

"Нисхождение Инанны в подземный мир" начинается с того, что богиня решает покинуть Небеса и спуститься в преисподнюю, вечный мрак безлюбовности. Инанна исполнена благодатной любви. Она не может больше слышать стоны заключённых в подземельях ада. Вывести души людей из страны, "откуда нет возврата", может только её великая любовь.

Инанна
Инанна и её символ - восьмиконечная звезда (Венера). Восемь - символ бесконечности.

Обратив свою мысль от "великого верха" (Небес) к "великому низу" (аду), Инанна покидает свои святилища и готовится в путь: облачается в царственные одежды, надевает драгоценные украшения, возлагает на голову корону, кольца своих волос укрепляет на лбу в виде локонов. Не забыта и косметика: притиранием "пусть придёт, пусть он придёт" богиня обводит глаза. И - что самое важное - "семь божественных законов она привязала сбоку, собрала все божественные законы и взяла их в руки" (цит. по: Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. - М., 2000, с. 281).

Вот отрывок из наставлений, которые богиня даёт своему советнику:

Инанна в подземное царство идёт.
Её посол Ниншубур с нею [рядом] идёт.
Светлая Инанна говорит Ниншубуру:
"Гонец мой, гонец!
Глашатай слов милосердных моих!
Вестник слов быстрокрылых моих!
Когда в подземный мир я сойду,
Когда в подземный мир я войду,
На холмах погребальных заплачь обо мне,
В доме собраний забей в барабан,
Храмы богов для меня обойди,
Лицо расцарапай, рот раздери,
Тело ради меня изрань,
Рубище, точно бедняк, одень!"

Объяснив верному Ниншубуру, как ему следует поступать, Инанна опускается в подземное царство. Там она ведёт себя вызывающим образом и требует, чтобы стражник пустил её и сообщил о ней царице, её старшей сестре Эрешкигаль. Царица ада Эрешкигаль велит провести свою сестру, "царицу небесную", через семь адских врат, так чтобы Инанна предстала перед ней нагая, со смиренно склонённой головой.

В первых вратах с Инанны снимают корону "шугур". Она протестует, но Нети, главный привратник, велит ей замолчать:

"Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!"

Перед каждыми вратами Инанна лишается одного из предметов своего туалета и части драгоценных украшений. Нагая и согбенная предстаёт богиня перед гордо восседающей на троне Эрешкигаль и семью Ануннаками - судьями, которые произносят приговор, Жестокие судьи подземного царства бросают на неё "взгляд смерти", и Инанна тотчас умирает. Труп её подвешивают на крюке...

Три дня и три ночи ждал верный Ниншубур возвращения своей госпожи. Когда истекло назначенное время, он отправился в путь. Как повелела Инанна, Ниншубур

На холмах погребальных заплакал о ней,
В доме собраний забил в барабан,
Храмы богов для неё обошёл,
Лицо расцарапал, рот разодрал...

После всей этой подготовки, которая должна была пробудить в сердцах богов тревогу и жалость, Ниншубур в одном лишь рубище, словно нищий, предстал перед Энлилем. Но Энлиль отказался помочь Инанне. Также и бог Нанна оказался не готов прийти ей на помощь. И лишь Энки, выслушав Ниншубура, выскреб грязь из-под своего ногтя и слепил два бесполых существа - кургала и галатура. Дав этим существам "пищу жизни" и "воду жизни", Энки приказал им лететь в царство Эрешкигаль. Там одно из существ должно окропить Инанну "водой жизни" 60 раз, другое - умастить "пищей жизни" тоже 60 раз, и тогда Инанна воскреснет. Кургал и галатур точно исполнили то, что им велел Энки, и Инанна действительно ожила. Но вернуться в свои небесные святилища она не могла. Суров и непреложен закон подземного мира: выйти из него можно, только найдя себе замену. Инанна получает разрешение временно выйти из ада, но на земле её повсюду будут сопровождать демоны-галла, которые снова ввергнут её в преисподнюю, если она не найдёт себе замену.

Сначала богиня вместе со свитой демонов направилась к Ниншубуру и застала его облачённым в рубище, плачущим и посыпающим голову пеплом. Как только перед ним предстала богиня, он бросился к её стопам. Демоны уже были готовы схватить его, но Инанна защитила своего верного вестника-гонца, сказав, что Ниншубур помог ей выбраться из ада и сильно горевал, когда она умерла.

Инанна и ДумузиКуда бы ни приходила богиня, везде она находила плачущих людей, скорбящих по ней, и чувство жалости переполняло её сердце. Наконец, где-то в пустыне ей удалось найти одинокого пастушка Думузи, который ничего не знал о богине. Увидев Инанну, Думузи тотчас влюбился в неё. По-видимому, Инанна ответила ему взаимной любовью, ибо она привела его в город Урук и сделала царём этого города. Опьянённая безумной страстью, она совсем забыла о временном пребывании на земле. И вот, прямо во время свадьбы, во дворец ворвались демоны, чтобы увлечь её обратно в преисподнюю.

Демоны в Урук ворвались, светлую Инанну они хватают.

"Ну-ка, Инанна, вернись на путь, что сама избрала, - в подземное царство отправляйся!
Куда сердце тебя посылало, вернись, - в подземное царство отправляйся!
В жилище Эрешкигаль вернись, - в подземное царство отправляйся!
Повязку светлую, одеянье владычиц, не надевай, - в подземное царство отправляйся!
Тиару светлую, корону приветную, сними с головы, - в подземное царство отправляйся!
Краску на глаза не накладывай, - в подземное царство отправляйся!
Сандалии на ноги не надевай, - в подземное царство отправляйся!
Когда из подземного мира ушла, себе замены ты не нашла!"

После этих зловещих слов демоны плотно обступили Инанну, и тогда -

Инанна в страхе в руку Думузи вцепилась...

Демоны набросились на несчастного Думузи, поставили его на колени, связали, стали бить его "большими топорами".

Обратив взор к небу, Думузи воздел руки к богу солнца:

"Уту, я же друг тебе! Меня, героя, ты знаешь!
Твою сестру я в жёны брал,
А она в подземный мир ушла,
Меня заменою отдала!
Уту, ты справедливый судья, да не схватят меня!
Руки мои измени, облик мой измени!
Из рук моих демонов ускользну я, да не утащат они меня!
Горной змеёю средь гор скользну,
К Гештинанне, сестре моей, душу мою принесу!"

Уту внял его мольбам, и превратившийся в змею Думузи приполз в дом своей сестры Гештинанны. Она взглянула на него и от горя "расцарапала себе щёки", разорвала на себе одежды, горько заплакала над страдающим братом. Вскоре в дом Гештинанны ворвались демоны. "Укажи нам, где твой брат!" - потребовали они, но сестра ничего не сказала им. Тогда демоны стали истязать Гештинанну, но преданная и любящая сестра молчала. Не найдя пастуха в доме, демоны решили искать его в "священной овчарне". Там они его нашли и зарубили топорами.

Клинописная табличка из Ура заканчивается рассказом о Гештинанне, которая в отчаянии от смерти брата "летает, как птица", плачет и говорит, что хочет последовать за ним в царство Эрешкигаль.

Инанна с кадуцеем
Инанна с кадуцеем. Две сплетённые вокруг жезла змеи образуют ту же восьмёрку - символ бесконечности.

Tags: архаический мир, мифология, символика
Subscribe

  • Роль воды в процессе превращения обезьяны в человека.

    Согласно одной из гипотез, наши обезьяноподобные предки в период глобального похолодания были вытеснены другими видами на побережье океана. Там они…

  • Письмена с того света.

    Пришло лето, и снова стали появляться по ночам таинственные круги на полях (crop circles)... Я обратил внимание на форму вот этого…

  • Могильные круги.

    Могильные круги в Эстонии. Руины сводчатой минойской гробницы «мегалитического типа». Камилари. Гераклион. Нач. 3 тыс. до Р.Х.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments