Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Культура Вавилона (9)

"Душа Египта - Осирис. Душа Вавилона - Таммуз. Таммуз и Осирис - две тени одного тела, один и тот же умирающий и воскресающий бог, одна душа в двух телах" (Д. Мережковский). "В богосмешении таинственном александрийцы почитают Осириса и Адониса за одного и того же бога", - сообщает Дамасций. Ему вторит бл. Иероним: "Тот, кого мы называем Адонисом, слывёт у евреев и сирийцев Таммузом". Все мистерии, внешне разделённые, внутренне связаны и питают друг бруга, как озёра, соединённые подземными водами.

Это последнее обстоятельство даёт нам полное право привлечь сохранившиеся осколки мистерий Аттиса к восстановлению мозаичной картины Таммузовых мистерий.

Аттис

Культ Аттиса - фригийского, малоазийского происхождения (территория совр. Турции). Он имел два центра - городок Пессинунт с близ протекающей речкой Сангарией (Сангариос) и гору Ида, по названию которой богиня Кибела именовалась Матерью Идейской (Magna Mater deum Idea).

Прежде чем мы перейдём к рассмотрению ритуалов почитания Аттиса, необходимо остановиться на связанных с ним мифологических сюжетах.

Мы имеем три варианта мифа об Аттисе. Два из них приводит Павсаний (причём один из этих двух повторяет император Юлиан "Отступник" в своей знаменитой философской поэме о Кибеле), а один рассказывает христианский автор Арнобий, ссылающийся, впрочем, на жреца Тимофея из рода Евмолпидов, жившего в Египте при Птолемее I на рубеже IV - III вв. до Р. Х. Арнобий утверждает, что Аттисов миф Тимофей извлёк из тайных книг древности. Чувствуется, что Арнобий излагает миф в гностической интерпретации. Поэтому первое слово мы предоставим Павсанию.

У Павсания Аттис младенцем был брошен матерью у вод Галла (приток Сангарии). Когда он вырос и возмужал, то стал красавцем, и его возлюбила Мать богов - Кибела, заповедав ему служить только ей и не любить другой женщины. Однако Аттис влюбился в нимфу Сангарию и совокупился с нею в пещере.

нимфа

Кибела навела на него исступление, во время которого Аттис оскопил себя (согласно другой версии мифа, Аттиса убил вепрь, оторвав у него гениталии).

Согласно версии Арнобия - Тимофея, младенца Аттиса родила нимфа, а вскормила его коза. Он стал юношей прекрасным, как бог. Его увидела Кибела и влюбилась в него. Но родственники Аттиса сосватали его за царскую дочь из Пессинунта и отправили юношу к ней. Во время брачного пира вдруг во дворец ворвалась сама Кибела в неистовом вихре. Смертельный ужас охватил всех гостей, и они впали в исступление. Царь - отец оскопился, а невеста отрезала свои груди. Обезумевший Аттис убежал в лес и тоже оскопился, с криком отчаяния бросив отсечённые гениталии к ногам Кибелы, после чего умер, истекая кровью. Кибела пожалела Аттиса, воскресила его и сделала вечно юным и нетленным.

"Таинства Аттиса, - учили древние гностики - офиты, - свидетельствуют о благодатной, сокровенной и открываемой внутри человека природе, ищущей Царства Небесного", - по евангельскому слову о скопцах. "Аттис оскопился, а это значит: к вечной Сущности вернулся от земной природы... туда, где нет ни мужского, ни женского пола, а есть новая тварь". То же говорит и неоплатоник Саллюстий: "Аттис, в исступлении оскопившийся, означает Первочеловека (prothantropos), сначала погружённого в Материю (Матерь Сущего), а затем из неё восставшего, дабы вернуться к Богу (Отцу). И это было не однажды, но есть всегда".

Прежде чем обратиться к мистериальным ритуалам Аттиса, следует указать на параллели, существующие между его мифом и мифом об Адонисе (от древнесемитского Адон - "Господь").

Согласно версии Аполлодора, у кипрского царя Фиаса (Theias) была дочь Мирра. Она не почитала Афродиту, и та внушила ей кровосмесительную страсть к родному отцу. Мирра поступила с отцом своим так же, как дочери Лота: "напоила его вином и вошла к нему, и спала с ним, а он не знал, когда она легла и когда встала". 12 ночей провела Мирра с отцом в полном мраке, и тот не догадывался, что делит ложе с собственной дочерью. Когда же царь узнал об этом, то страшно разгневался и погнался за ней, чтобы убить её мечом. Но Мирра взмолилась богам о пощаде, и боги превратили её в дерево, называемое мирра.

Вот как описывает это превращение Овидий в своих "Метаморфозах" (X, 490 сл.):

"Голени скрыла земля, и, прорвавши ногти, кривые
Корни стали расти, чтобы ствол поддерживать длинный,
В древо кости идут, и мозг сердцевиной остался,
Кровь обращается в сок, а руки - в пространные ветви,
В малые - пальцы идут и кожа твердеет корою..."

"А под корою меж тем рос грешно зачатый ребёнок,
Он уж дорогу искал, по которой - без матери - мог бы
В мир показаться; живот бременеющий в дереве вздулся..."

Спустя 10 лунных месяцев кора треснула, и родился прекрасный ребёнок, названный Адонисом [1].

Рождение Адониса

Из-за его красоты Иштар - Астарта - Афродита ещё младенцем тайно от богов положила его в ларец и доверила воспитывать богине царства мёртвых Персефоне (Прозерпине). Но та, увидев Адониса, не захотела возвращать его Афродите. Мать Кибела решила спор этих двух богинь, повелев Адонису одну часть года проводить в подземных владениях Персефоны, а другую - на земле, со своей возлюбленной Афродитой (Астартой). За такое неслыханное распутство богиня - девственница Артемида наслала на Адониса дикого кабана (вепря).

Адонис

Хотя миф о сирийском боге ничего прямо не говорит об оскоплении, намёк на это есть: вепрь ранит Адониса в бедро, что вполне можно понимать как эвфеместическое обозначение раны в области гениталий. Забавна и реплика вепря (в стихах Феокрита), объясняющего мотив своего поступка: "Ранил я его в бедро нечаянно... хотел поцеловать". Согласно же Овидию, ранил не в бедро, а в "пах", или ещё точнее, по тайному слову мистерий, - в "стыд" (aidoion).

Вот как Овидий описывает плач Афродиты по убиенному Адонису ("Метам." X, 720 сл.):

"...когда же увидала с Эфира
Труп бездыханный его, в своей же крови распростёртый,
То соскочила, и тут же одежду и волосы стала
Рвать, и в грудь ударять безвинными в этом руками,
И ропща на судьбу, говорила..."

В поведении Афродиты легко угадываются характерные черты оплакивания Таммуза; женщины и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Шумере точно так же рвали на себе одежды и волосы, раздирали в кровь лица голосили с причитаниями. Именно с этого надрывного плача и начинались все мистерии.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Адонис, по мнению философа Д. Мережковского, - "тень" Иисуса Христа. Чистый на нечистом, белый на чёрном ложе кровосмешения зачат. "Может ли это быть?" - спрашивает философ. И отвечает: "Может". Ибо Христос захотел страдать с людьми во всём - и в этом; принял все человеческие раны - и эту "стыдную рану" пола.

"Мария" на галилео-арамейском языке звучит "Мирьям". Имя матери Иисуса как эхо повторяет древнее имя Мирры (Myrra), матери Адониса. Это таинственное созвучие тотчас подхватили враги Христовы. "Мать его (Иисуса) была Мирьям (Mirjam), женских волос уборщица". Хитростью однажды выманил у неё рабби Акиба признание, что "сын её родился от любодеяния". - "Имя же любовника её - Pandera", - сообщает Талмуд Вавилонский.

"Прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве... Иосиф же, муж её, будучи праведен и не желая огласить её, хотел тайно отпустить её". Смысл древнегреческого глагола dugmatisai ("огласить") значит "сделать так, чтобы на неё указывали пальцами, ругались над ней". Это, кажется, и вспомнили фарисеи, ругаясь над её Сыном: "мы не от любодеяния рождены". Смысл довольно ясен: "как Ты".
Tags: мифология
Subscribe

  • Путём Эпиметея.

    Согласно древнегреческой мифологии, после титаномахии Зевс доверил братьям Прометею и Эпиметею присматривать за человечеством. Прометей…

  • Древние мифы: бабочки без крыльев.

    "Мысль изречённая есть ложь". Из стихотворения «Silentium!» («Силенциум!» — «Молчи!», 1831)…

  • О современном мифотворчестве.

    Раньше, до появления интернета, всю информацию на исторические темы можно было почерпнуть из книг. Книги печатались государственными издательствами,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments