Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Культура Вавилона (10)

Мистерии Аттиса совершались в период весеннего равноденствия. 22 марта в лесу срубали сосну (согласно одной из версий мифа, Аттис оскопился и умер под сосной). Ствол приносили в храм Кибелы, где его, как труп, перебинтовывали шерстяными повязками ("плащаница") и обкладывали венками из фиалок (фиалка - цветок, выросший из крови Аттиса). К середине ствола привязывали статуэтку юного бога. 23 марта трубили в трубы. Следующий день, имевший в римском календаре название Dies Sanguinis ("Кровавый день"), был центральным днём мистерии. Архигалл (первосвященник) вскрывал вены на руке, а жрецы более низкого ранга приводили себя в состояние исступления буйной музыкой кимвалов, барабанов, рожков и флейт, с трясущимися головами и развевающимися волосами кружились в пляске и, наконец, утратив чувствительность к боли, начинали наносить себе раны глиняными черепками и ножами, забрызгивая кровью алтарь и дерево (Фрэзер Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М., 1983, с. 327).

Дж. Фрэзер предполагает, что в этот же день оскоплялись и новопосвящённые жрецы, так называемые кедеши, т. е. "святые" Астарты. При этом некоторые юноши как бы обращались в девушек после того, как они в приступе одержимости лишали себя половых органов. Юноша, посвящённый Астарте, срывал с себя одежды и, что-то неистово выкрикивая, хватал нож и отсекал свой детородный член на алтаре богини. Вслед за тем он выбегал из храма на улицы города и, войдя в первый попавшийся дом, потрясая отрезанным членом в высоко поднятой руке, показывал его найденной там женщине и бросал к её ногам. Та, которая удостаивалась получить подобный "подарок", обязана была раздеться и снабдить будущего жреца полным женским одеянием, так как после кастрации адепты богини навсегда облекались в женское платье (Розанов В. Люди лунного света. - М., 1990, с. 3 - 10).

По окончании этих экстатических ритуалов статуэтку Аттиса отвязывали от дерева и хоронили в земле. Наступало молчание и всеобщая скорбь.

В ночь на 25 марта - весеннее равноденствие, победа солнца над зимой, - "полагается на гробовое ложе изваяние Аттиса... и долго, многими слезами оплакивается".

И вдруг, в самый тягостный момент скорби, в тёмном святилище вспыхивал свет факелов {1] и жрец возглашал:

"Жив Аттис, жив!
Радуйся, Жених,
Свет Новый, радуйся!"

Могила Аттиса отверзалась, и бог восставл из мёртвых, а жрец помазал уста скорбевших миррой (или елеем) и шептал им на ухо:

"Радуйтесь, мисты! Бог спасён,
И будет нам от бед спасение".

"Так-то подражает дьявол воскресению (Господа)!", - негодовал Тертуллиан.

Правы учители Церкви: в этих подобиях, слияниях тени с телом Христа был великий соблазн. С "крестом-секирой" Аттиса, Labrys, может быть связан и Labarum, небесное знамение, явившееся императору Константину: Сим победиши.

Лабрис

В ритуал смерти и воскресения Аттиса входила и священная трапеза, своего рода причастие, когда верующий вкушал пищу с тимпана, а питьё - с кимвала, главных музыкальных инструментов священного оркестра. Во время этого таинства жрец произносил: "С тимпана вкусил, с кимвала испил, приобщился Аттису" (цит. по: Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. - СМб., 1997, с. 115).

Против базилики св. Петра, воздвигнутой императором Константином на Ватиканском холме, в IV веке всё ещё возвышался древний жертвенник Аттиса. В том же IV веке папа Либерий установил празднование Рождества Христова 25 декабря - день, когда от "Небесной Девы - Матери", Virgo Coelestis, Кибелы, рождается "Непобедимое солнце", Sol Invictus, Митра - Аттис. Папская тиара есть фригийская шапка Аттиса, остроконечный пастуший колпак, только не падающий, мягкий, а жёсткий, поднятый. Само имя римского первосвященника есть самое древнее фригийское имя этого бога - Papas. Целибат римских священников - полускопчество, а тёмные, длинные, как бы женские, одежды их напоминают одежды настоящих скопцов - галлов.

В своё время Лукиан посетил святилище Астарты и Аттиса в сирийском Иераполе. В пропилеях храма стояли два гигантстких каменных фалла, на вершины которых два раза в год забирались аскеты - столпники. Аттис отошёл в тень Христа, и вот - на такие же столпы встали христианские столпники. Столько их было в VI - VII веках, что Византийская империя признала их особым в государстве сословием, под именем columnarii. В царствование имп. Льва Великого умер самый знаменитый из этого состовия - св. Симеон Столпник, простоявший на столпе 50 лет. Столпники совсем не принимали женщин. Св. Симеон ни за что не хотел видеться даже с матерью, "дабы отсечь мерзкую похоть".

Симеон Столпник

В Сирии было столько самооскоплений, что царь Авиар повелел отрубать виновным руки. Но не помогло: мученики Аттиса летели на кровавую жертву, как мотыльки на огонь. Через столько веков всё ещё жутко читать о радениях галлов - скопцов в Иераполе. Сливая протяжный вой, "улюлюканье", с пронзительным визгом флейт и глухим рокотаньем тимпанов, кружатся они в неистовой пляске, бичуются до крови, режутся, не чувствуя боли, пока не упадут, изнеможённые, на ступени Аттисова жертвенника. Многие, пришедшие только взглянуть на зрелище, заражаясь безумием, вдруг сами пускаются в пляс и, хватая один из лежащих тут же всегда на готове ножей, оскопляются...

Бог - человек Адонис - он же Аттис, он же Таммуз - оскопился двуострой секирой; умер однополым - двуполым воскрес. "Аттис оскопился - значит, восшёл к вечной Сущности, где нет ни мужского, ни женского пола, а есть новая тварь, новый Человек, Мужеженщина", - учат офиты.

Пол значит рождение; рождение значит смерть. Кто победит пол - победит смерть.Иакх - Дионис "двуестественный", соединяющий два естества, мужское с женским, это и делает, так же как Аттис, Таммуз, Адонис, - все они андрогины.



                                       
                                                                                     -------------------------------------------


Итак, настала пора подвести итоги и сделать выводы.

Вавилонская башня была строительством моста от земли до неба, великой попыткой людей преодолеть земную бренность бытия и достичь бессмертия. В музыке есть такое понятие как cantus firmus, то есть "основная линия" мелодии, лейтмотив. Безусловно, что лейтмотивом мистериий Таммуза, Аттиса и Адониса является исступлённый "штурм небес" ради обретения бессмертия.

Человек, в отличие от животных, не может жить без смысла. Бессмысленная жизнь угнетает и убивает его, приводит к разложению и деградации всех общественных структур. Именно поэтому люди во все века стремились обрести смысл своей жизни, и находили его в мистериях. Первым делом на новом месте строили храм, а потом - вокруг него - селились сами. С каждым поколением высота храма увеличивалась, а совместное строительство объединяло людей в одну сплочённую общину наподобие колонии муравьёв.

Ступени храма - зиккурата амбивалентны: они служат не только для восхождения людей к небесам, но и для схождения Божества с небес на землю. В этом смысле до-христианские мистерии были прообразом Вифлеемской мистерии Боговоплощения.

И ныне Христос рождается под всё той же восьмиконечной звездой.

Христос народился!

Рождество Христово

Рождество


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Не был ли этот свет тем же чудесным благодатным огнём, который ныне возгорается в храме Гроба Господня в Иерусалиме на Пасху?
Tags: античность, бессмертие, столпничество, язычество
Subscribe

  • Человек - невидимка.

    Это я, во время пандемии коронавируса. С респиратором на лице, в тёмных очках на глазах и в кепке на голове. Даже бывшие одноклассники не узнают и…

  • Рефлексия.

    pingvin2015 в своей заметке Будь мужиком, блеать! говорит: " Терпеть не могу взрослых рефлексирующих мудаков. Мудаки - это и…

  • (no subject)

    Интересно, что английское Intelligence означает не только интеллект, но и разведку. В этом смысле я, конечно, интеллигент: разведываю всякие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments