Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Утешение живущих перед лицом смерти.

Чем может утешиться человек, знающий, что он умрёт рано или позно?

Ну, конечно, прежде всего - своей приобщённостью-"причастием" к жизни Духа (если таковая имеется). Дух вечен, значит и я, имеющий связь с Духом, тоже вечен. Недаром в христианской традиции Святой Дух называется "Утешителем".

Но если у кого-то нет такой приобщённости или она сомнительна, - чем тогда может утешиться такой "бездуховный" человек?

А. С. Пушкин утешался тем, что "памятник себе воздвиг нерукотворный". "К нему не зарастёт народная тропа", а, следовательно, его будут помнить всегда, или, по крайней до тех пор, пока существует русский язык и русская культура. Пушкин жил, Пушкин жив, Пушкин будет жить в памяти народной. Это тоже есть своего рода бессмертие.

Для кого недостижимо интеллектуальное бессмертие, тот может утешиться в детях своих. Впрочем, утешение это весьма слабое и ненадёжное. У детей - свои собственные души, и часто они являются не "продолжателями" начинаний родителей, а "раточителями" начатых ими дел. Дети детям - рознь. Дети всякие бывают. Есть дети - "ангелы", и есть дети - "черти". И довольно часто приходится слышать, как тот или иной сын в буквальном смысле "угробил" свою мать.

Есть ещё утешение в том, что предстоящая смерть сделает возможным общение с мёртвыми. Среди живых общаться с мёртвыми могут только спириты-медиумы. А после смерти ты сам становишься мёртвым и, следовательно, можешь встретить в загробном мире свою умершую маму, и папу, и бабушек с дедушками... Вот радость-то будет! Впрочем, это утешение для тех, кто верит в загробную жизнь.

Также можно утешиться тем, что все ныне живущие люди умрут рано или поздно, что всем предстоит пройти тот же скорбный путь. Я умру сегодня, а остальные - завтра, послезавтра. Какая, собственно, разница перед лицом бесконечности? Все люди перед лицом вечности - как мухи-однодневки: вот покружился-посуетился человек, посучил лапками, и - "упокоился"...

Какой-то древнегреческий философ (забыл его имя) утешался тем, что во вселенной "всё возвращается на круги своя". Эта вселенная сгорит в космическом пожаре, - говорил он своим ученикам, - но из пепла родится новая вселенная, и снова я буду сидеть здесь и рассказывать вам о доктрине вечного возвращения.

Алексей Бельмасов утешается тем, что "человек состоит из Солнца", ибо "сверхстремительные фотоны стали солнечными людьми".



Это своеобразная атеистическая вера в бессмертие, где вместо Святого Духа - Солнце. Все мы произошли из того же вещества, что и Солнце, значит после смерти мы вновь вернёмся в родное лоно Матери-Солнушки и будем жить вечно.

Интересно утешали себя стоики. Они говорили примерно так: если тебе невмоготу жить, всегда можешь вернуться туда, откуда пришёл. То есть они приравнивали посмертное состояние человека с состоянием до его рождения. Мол, чего ты дрожишь и трепещешь? Тебе так плохо было до рождения? Нет, наоборот, хорошо было? Ну так смерть является возвращением к тому самому состоянию. Бояться нечего. Не стоит бояться смерти, она не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть - её ещё нет, когда она приходит - нас уже нет.

Люди существуют только во времени, а после смерти время "свёртывается" как свиток в трубочку и миллиарды лет сокращаются в одно мгновение. Таким образом последний выдох умирающего парадоксальным образом совпадает с первым вдохом родившегося младенца. И - смерти нет, а есть лишь переход души от одного тела к другому. Но это утешение для верующих в переселение душ.


Tags: Книга Мёртвых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments