Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Возможна ли Церковь без общины?

Священник Константин Камышанов в своей статье, размещённой на сайте "Православие и мир", пишет буквально следующее: "Все знают, что община – элементарная ячейка Церкви, однако до сих пор нет общего мнения о её сути."

Интересно. Если в Церкви нет общего мнения о сути общины, то, может быть, нет и самой общины? А если нет общины, то, может быть, нет и общинной жизни? А если нет общинной жизни, то, может быть, нет и взаимной любви, которая созидает Церковь? "По тому узнают все, что вы - Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:35). А где же "иметь любовь между собою", как не в общине?

Истинная Церковь ничем не отличается от семьи, в которой все любовно заботятся друг о друге. Поэтому ни одно слово не повторяется так часто в раннехристианской письменности, как слово "братья". Опыт апостольской Церкви в Иерусалиме свидетельствует о том, что вне братства подлинное христианство неосуществимо, поскольку только в братстве, которое предполагает взаимную поддержку и заботу всех о всех, заботу одинаково материальную и духовную, - достижимо единодушие людей (по образцу единосущия трёх Лиц Пресвятой Троицы, которых их взаимная любовь соединяет в единое Божество), необходимое для осуществления Царства Небесного (= золотого века) на земле.

Далее священник Константин Камышанов пишет, что "в русском православии наиболее заметный интерес к общине проявил протоиерей Александр Шмеман. Он пытался нащупать личностные фундаментальные связи христиан. Что-то нашлось, но эту теорию он не смог преложить в практику... Шмеман тосковал о приходе, подобном общинам первых христиан."

Что тут сказать? Ныне клир заменил и подменил общинную жизнь. Собственно, клир и называет себя "церковью", а все остальные христиане - только "прихожане". Они "приходят" в церковь время от времени, но не живут церковной жизнью. Но можно ли церковный клир назвать общиной, в подлинном значении этого слова, - как большая семья, как братство людей, живущих "душа в душу"? Очевидно, что нет. Церковный клир - это не более чем профессиональный "междусобойчик", своего рода административная корпорация, подобная чиновничьим бюрократическим учреждениям светской власти. И церковной бюрократии присущи все те же "болячки" и "язвы", которыми поражена светская бюрократия.

В советской и постсоветской России именно к бюрократии относится понятие "народ". Это очень чётко просматривается в советском термине "враг народа". "Врагами народа" советские чиновники объявляли всех тех, кто не был согласен с политикой, проводимой этими самыми чиновниками. То есть народом они считали исключительно только себя; всех же остальных рассматривали либо как послушных исполнителей их воли, либо как "врагов народа", подлежащих уничтожению. Не напоминает ли советская партноменклатура церковный клир? Партноменклатура узурпирует название народа, а клир узурпирует название церкви. При правлении партноменклатуры народ полностью утрачивает свою самодеятельность, так же как и клир вытесняет общинную жизнь на самую периферию христианства - в монастыри и секты. Клир - это "кукушонок", выкидывающий из гнезда все яйца, ибо все птенцы в одном гнезде не пропитаются.

Священник Константин Камышанов говорит, что в начале XX века на Западе возникло «литургическое движение» на почве исканий аутентичной христианской общины. Труды Шмемана и ностальгия –  во многом результат влияния этого мощного движения. Хотя "ожидаемая им община так и не была нигде принята", сложилось, по крайней мере, общее мнение относительно того, какой она должна быть. Она должна быть:

— Обязательно бедной. Даже нищей

— Не дружить с Этим государством

— Гонимой

— Толерантной

— Малочисленной

— Благородной и всепрощающей. Обиженной и гордой одновременно.

— Элитарной

— Строго равноправной

— Замкнутой. Свой суд. Свои нормы. Свой Устав. Своя касса.

Обобщая, можно отметить главную идею такой новой гипотетической церкви —  жесткое противопоставление себя государству и любой иерархии... В воздухе витает  создание христианского общинного «демократического» шариата — параллельного свода правил жизни вне территории гражданского права... И чем дальше проявляется этот запрос, тем яснее становится, что эти свойства всё больше и больше соответсвуют не новой церкви, а являются свойствами диаспоры. То есть, существует запрос сформировать диаспору с христианским уклоном. Христианский кибуц или православный колхоз — сегодня очень востребованные модели.

Священник Константин Камышанов, конечно, критикует данное направление движения. А что ему остаётся ещё делать? Положение обязывает. Однако, мне думается, у этого движения - большое будущее. Прежде всего в связи с тем, что в наше время государственные формы общежития во всём мире трещат по швам, повсюду разлагаются, а кое-где и дышат на ладан. Естественно, что при новом мировом порядке как раз и получат преимущество общинные формы жизнеустройства с полным самоуправлением  и своими нормами общежития. Евреи всё это прекрасно сохранили с архаической древности вплоть до наших дней. Интересно, что сразу после революции 1917 года еврейские общины на территории России мгновенно создали вооружённые отряды самообороны. Батька Махно ездил к ним "перенимать опыт". Кто скажет, что еврейская диаспора - это "отстой", это "старьё", это слабо и хило? Нет, как раз наоборот: в этом-то и заключается сила евреев, что они испокон веков живут "сами по себе", без государственных "помочей". Помогает им государство - хорошо; не помогает - они и сами проживут, полагаясь на "свои нормы, свой устав, свою кассу". И очень характерно, что раннехристианская община, в которой существовало братство и единодушие, состояла в основном из евреев.
Tags: Церковь
Subscribe

  • О выборах.

    Пишут, что какие-то депутаты требуют отменить итоги выборов в России "из-за многочисленных нарушений". Ну, ей-богу, как дети малые и…

  • Почва для произрастания демократии.

    "Социально-психологической «подложкой» ряда наиболее благополучных и успешно развивающихся стран современной эпохи являются…

  • Двое из ларца: демократия и аристократия.

    Демократия — строй, при котором любой орк, если за него проголосует большинство, может получить Великое Кольцо ( Источник). Или вот ещё…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments