Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Золотой век матриархата. Культ Великой Матери (2).

От Крита до Цейлона, от Египта до Ирана, Индии и Индокитая Великую Богиню знали абсолютно все архаические культуры. Вероятно, именно поэтому всё верхнепалеолитическое искусство предстаёт в виде единого монолита. От Атлантики до Сибири формы малой пластики, характер гравировки на камне, кости и роге остаются неизменными. При этом сходство стилей и даже их отдельных элементов в искусстве разных племён на разных континентах кажется порой неправдоподобным.

Так, например, композициям, составленным из длинных рядов идущих друг за другом животных, вырезанным на скалах в Туите (Северная Африка), Джебель Уэнат (Ливийская пустыня) и Тассили (Центр. Сахара), соответствуют такие же композиции герцейских плитках, на стенах франко-кантабрийских пещер, в Сибири, Скандинавии и на Онежском озере.

Эль Уэнат
Петроглифы Эль Уэнат, Восточная Сахара

Онежские петроглифы
Онежские петроглифы

Позы обнажённых танцовщиц из пещеры Бамбата (Южная Африка), стилизация фигур, подчёркивающая движение, почти в точности повторяются в наскальном рисунке из грота Обири (Австралия) и лишь в немного иных ракурсах - в южноамериканской настенной живописи из Рио - Гюйабедо (Амазонка). Трактовка сидящей неа корточках человеческой фигуры с поднятыми руками  и растопыренными пальцами из Нгунгунда (Австралия) полностью соответствует трактовке таких же фигур из Могар Тахтани (Северная Африка) и Ахенета (Сахара).

Множество подобных аналогий в искусстве стран и континентов, удалённых друг от друга иногда на деятки тысяч километров, не есть результат взаимовлияния. Мы здесь имеем дело с какой-то огромной всемирной культурой, хотя у неё есть свой центр и своя периферия [1]. Пещерное искусство - высшее художественное достижение "допотопного" человечества - сосредоточено в Западной Европе: основные и многочисленные памятники расположены во франко-кантабрийском районе, на территориях Северной Испании и Южной Франции. Во временном промежутке приблизительно между XXX и XII тысячелетиями до Р. Х. здесь создаются первые известные нам на Земле художественные ансамбли.

Животные почти целиком заполняют собой эти ансамбюли. Среди изображённых животных подавляющее большинство - северные олени, бизоны, дикие лошади и мамонты, то есть виды, составлявшие основной объект охоты. При этом центральное место в пещерном искусстве палеолита отводилось женским символическим изображениям. Известный французский археолог Андре Леруа-Гуран обратил внимание на то, что сходные композиции звериных фигур и однотипных знаков повторяются в одних и тех же местах палеолитических пещер: в центре пещер - женские знаки и сюжеты (тур, бизон), на периферии - мужские знаки и сюжеты (остальные звери).

Среди самых ранних палеолитических изображений - "негативные" отпечатки левой руки. Делались эти отпечатки так: первобытные люди набирали в рот воду, смешанную с красящим порошком, а затем спрыскивали ею кисть руки. Эти отпечатки рук большей частью расположены в глубине пещер. На них часто отсутствуют один или несколько фаланговых пальцев, что свидетельствует о пройденном обряде инициации. Иногда они образуют целые "фризы", состоящие из десятков и даже сотен отпечатков.

Отпечатки левой рукиОтпечатки рук без пальцев
















На стенах сохранились также таинственные знаки-символы (они встречаются в целом в два-три раза чаще, чем "реалистические" рисунки). Один из самых распространённых знаков - схематическое изображение человеческой фигуры в виде вертикальной черты с двумя перекладинами и загнутыми вниз концами.  Этот знак существует с незапамятных времён и широко распространён в орнаментальном искусстве, символизируя вечный возврат души человека; он показвает, что за одной формой существования души следует другая, а следовательно, смерть есть лишь эпизод, синкопа, переход от одного состояния бытия в другое. Любопытно, что то же самое изображение можно увидеть на современной прялке народности вепс (север Вологодской области), а в слегка изменённой форме этот знак легко угадывается в
знаменитой африканской маске "канага" (народность догон).

Маска канага


















Хотя круговорот зачатия-рождения-смерти - главная тема духовной жизни кроманьонцев [2], она совершенно не наполнена сексуальными переживаниями как таковыми. Мы не встречаем ни одной запечатлённой сцены совокупления ни у животных, ни у антропоморфных персонажей. Лейтмотив взаимодействия мужского и женского начал запрограммирован в самом пещерном "храме". Дело в том, что сам нерукотворный "храм" кроманьонца воспринимался им как женщина. Это чувство поразительным образом посещает даже нашего современника. Открыватель пещеры Труа Фрер профессор Бегуэн, преодолев все спелеологические сложности проникновения в лоно горы, воскликнул: "Поистине эта пещера девственна!" (цит. по: Лаевская Э. Л. Мир Мегалитов и мир керамики. - М., 1997, с. 14). Прохождение по тесным подземным галереям, прежде всего во время обрядов инициации, равносильно сакраментальному соитию. А залы с росписями, в которые они приходят, символизируют чрево Великой Матери.

Священные росписи всегда спрятаны в самой тёмной и тайной глубине пещер. В Pasiega и в других подобных пещерах, чтобы добраться до росписей, надо блуждать по лабиринту подземных ходов, ползти на четвереньках сквозь низкие и узхкие щели, влезать, цепляясь за выступы камней, по круто наклонным, почти отвесным, как печные трубы, щелям; пробираться, иногда с опасностью для жизни, через подземные топи, колодцы, потоки, водопады, пропасти; скользить по глинистым кручам, где когтями пещерных медведей, тоже скользивших по ним, оставлены глубокие царапины и даже волосинки меха отпечатались. В пещере Тюк д'Одубер (Арьеж, Франция) святилище находится в 700 м. от входа. Чтобы добраться до него, нужно пересечь глубокий подземный поток. "На глиняном полу этой пещеры сохранились сотни отпечатков человеческих ног.  В одном месте сохранились останки медведя, и ещё можно различить его раздробленный череп. Почва под ногами настолько утрамбована, что наводит на мысль о том, что здесь, по-видимому, происходила борьба. Медвежьи следы, иногда перекрывающие человеческие, свидетельствуют о том, что медведи посещали эту пещеру в то же время, что и люди" (цит. по: Мириманов В. Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. - М., 1973, с. 82).

Раньше многие считали, что первобытные люди проводили в пещерах всю свою жизнь. По Эсхилу, люди Золотого Века

"Во тьме сырых землянок и пещер,
Как муравьи проворные, селились".

Но теперь установлено, что в пещерах люди чаще всего лишь зимовали. Причём след ледниковых стоянок - пепел очагов - лежит, большей частью, у самого устья пещер, ближе к свету и воздуху; здесь люди жили плотской жизнью, а духовной - там, в глубине, во чреве Матери Земли, в священном мраке.

Что же это всё значит?

Похоже, уже в самой глубочайшей древности человек знал, что Божество пребывает в тайне, и чем святее, тем сокровеннее. И ещё он знал, что к Божеству ведёт узкий путь низхождения. Там, во чреве Матери Земли, бьёт ключевой водой источник вечной Жизни. Поэтому пещера, являясь входом в материнское лоно, служила местом рождения духовного человека, местом перехода от мрака к свету. Во время "второго рождения" инициатическая пещера освещалась изнутри, а темнота царила вне её, так что профанический мир, естественно, отождествлялся с "внешним мраком", а "второе рождение" было в то же время и "озарением" (Р. Генон). Значит, уже в пещерах "каменного" века совершались мистерии, которые Шеллинг назвал "перворелигией человечества". Эта "перворелигия" явилась "крёстной матерью" всех последующих мистерий вплоть до Голгофской мистерии Иисуса Христа, ибо опыт смерти и возрождения - это лейтмотив всех мировых религий.


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] От Рейна до Байкала простирается эта "периферия" древнекаменной культуры, противостоящая "пещерно-храмовому" искусству и взаимодействующая с ним. Это - стоянки первобытного человека. Ими особенно изобилуют Центральная Европа,  Украина, Крым, территории по среднему течению Дона, Кавказ, Сибирь. Обычно поселения располагаются на речных террасах и представляют собой систему круглых или овальных жилищ, укреплённых каменными плитами и земляными валами. У края ледника, где дерево является большой редкостью, остов дома склдадывается из бивней и костей мамонта, рогов оленя, частей скелетов больших животных. Так, ещё совсем недавно чукчи - современные наследники палеолитического человека - сооружали свои валькары из китовых костей. У чукчей вплоть до XX века сохранился в неприкосновенности весь традиционный уклад жизнедеятельности.

[2] В строго археологическом смысле термин "кроманьонец" относится только к людям, обитавшим на юго-западе Франции примерно от 35 до 12 тысяч лет назад (этот период принято называть верхним палеолитом). Но в более широком смысле название "кроманьонец" используется для обозначения первобытных людей в любом регионе земного шара.
Tags: архаический мир, инициация, матриархат
Subscribe

  • Государства и пирамиды.

    "Вся художественная культура стадии возникновения первых государств, установлений и законов независимо от местных вариантов проникнута…

  • Из тени в свет перелетая...

    Очень символичная картинка ( Источник). Навевает размышления о Вселенной, в которой мы живём... Да, если Вселенная, так сказать, одинока во…

  • Когда появилась рыночная экономика?

    Дэвид Гребер в своей монографии "Долг: первые 5000 лет истории" показывает, что деньги и рыночные отношения возникают лишь там, где…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments