Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Время "линейное" и время "дискретное".

Сегодня мне стало особенно ясно, что в глубокой старости, на пороге смерти, непрерывная линия времени сначала даёт трещины, а затем разрывается на куски. Время становится "дискретным", разделённым на куски, прерывистым. Эти куски "наезжают" и "наплывают" друг на друга, разновременные события "напластовываются" друг на друга, и в недавних событиях оказываются задействованы - неким парадоксальным образом - лица далёкого прошлого.

Тут особенно интересно то, что это старческое состояние сознания весьма близко состоянию сна. Ведь в сновидениях мы часто встречаемся и общаемся с давно умершими людьми, и наше сознание ничуть не возмущается фактом подобного общения. Как будто так и надо. После пробуждения мы, конечно, понимаем, что это был "всего лишь сон", но пока мы спим - мы всё принимаем "за чистую монету" и не видим ничего странного в том, что общаемся с умершими. Во сне вообще нет "умерших". Там все - живы.

Сон недаром называют "малой смертью". По всей видимости, сон есть прижизненная "репрезентация" смерти. Во сне нам даётся возможность взглянуть на смерть как бы через тусклое стекло. Недаром в древнегреческой мифологии Гипнос, бог сна, и Танатос, бог смерти, - братья-близнецы. Во сне мы немножко приобщаемся к Вечности. И на закате дней своих человек тоже постепенно приобщается к Вечности. Отсюда и "дискретность" времени в старости и во сне.

О. Павел Флоренский говорит, что в Вечности нет ни "вчера", ни "сегодня", ни "завтра"; она не знает ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения. В Вечности все моменты бытия - грехопадение, искупление и окончательное спасение - не следуют один за другим (там нет временн0й, хронологической последовательности), а идеально пребывают в абсолютной действительности. Конец мировой трагедии так же предвечно дан, как и её начало; само время и всё, что в нём проистекает, есть лишь один из актов этой трагедии, болезнь бытия в момент его странствования.

Кстати, и у Бога также нет ни "вчера", ни "сегодня", ни "завтра". Для Предвечного Бога не существует никакой очерёдности, никаких "до" и "после". Он "присутствует" Своими Энергиями во всех категориях времени, одновременно и в прошлом и в будущем, неким безвременным и вневременным образом.

Значит, выходит, что человек в состоянии глубокой старости или в состоянии сна как бы приближается к тому состоянию, в котором пребывает Предвечный Бог. Интересно, что Иисус Христос, кажется, никого больше не называл "другом", кроме "усопшего" Лазаря: "Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его".
Tags: Книга Мёртвых
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Crop Circle Near Avebury Circle.

    Интересный круг на полях от 02.07.2021 в графстве Wiltshire, Англия, возле Avebury Stone Circle. Источник картинки. Уже много лет графство…

  • О фанатизме.

    Довольно часто приходится слышать: "Не люблю фанатиков всех видов." А я как раз люблю фанатиков всех видов. Ибо что такое фанатизм как не…

  • К вопросу о капитализме в России.

    Читаю в ленте новостей rbc.ru: " Гватемала попросила вернуть аванс за «Спутник V» из-за задержки поставок. В апреле Гватемала…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment