Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Упанаяна.

Википедия в статье "Двиджа" сообщает:

Двиджа (рус. дваждырождённые) — термин, которым в индуизме называют членов трёх высших варн (брахманы, кшатрии и вайшьи), прошедших (обычно в возрасте 8 — 12 лет) обряд упанаяна. В традиционном индуистском обществе упанаяна символизирует второе рождение и даёт право участвовать в ритуалах. Традиционно женщины и шудры к обряду упанаяна не допускались. Как отмечает В. И. Кальянов, «согласно законам индуизма, человек, не приобщившийся к священному знанию, ничем не отличается от животного. Поэтому человек, который приобщился к знанию, прошедший обряд посвящения, достигает второго рождения и носит название „дваждырождённый“».

Захотелось мне узнать поглубже об этом обряде
упанаяна, и вот что я "раскопал" в книге Р. Б. Пандей "Древнеиндийские домашние обряды (обычаи)".

"Цель упанаяны — подготовить молодых людей к выполнению активных гражданских обязанностей. Люди осознавали важность клана и стремились сохранить в неприкосновенности жизнь общины, они воспитывали тех, кто мог нести обязанности старейшин. Таким образом, разбираемая церемония возникла из гражданских нужд общины."

Ну, козе понятно, что в современной России нет никаких общин; общинную жизнь подменило государство. Государство стало единой "сверх-общиной", подавив и подмяв под себя все другие формы общинной жизни. Теперь "кучковаться" можно только вокруг национального лидера; все другие попытки "кучкования" рассматриваются как подозрительные, антигосударственные и "антинародные". Именно поэтому советская власть проводила антицерковную политику: церковная жизнь по существу своему есть жизнь общинная, и в идеале каждый церковный приход должен быть единодушной общиной со священнослужителями во главе. Крестный ход с хоругвеносцами и хоругвями - это одно из проявлений общинной жизни Церкви.

крестный ход

Естественно, советская власть запретила проводить крестные ходы. Допускались только демонстрации под государственными знамёнами. "Всё для Государства, ничего помимо Государства, ничего против Государства".

Далее читаем:
"Без упанаяны никто не мог называться дваждырождённым. Кто не проходил этой санскары, считался исключённым из общества дваждырождённых и лишённым всех привилегий. Посвящение открывало доступ к сокровищам литературы индийцев. Без него нельзя было жениться на девушке из варн дваждырождённых."

Понятно, что если не культивировать растения, они быстро превратятся в "дички". Если не селекционировать животных, все "породистые" животные также быстро превратятся в диких, и домашние собаки вернутся в своё первозданное - волчье - состояние. Если не "культивировать" человека, то он также быстро возвращается в своё первоначальное - животное - состояние. Случаи "маугли" очень наглядно демонстрируют этот процесс одичания. Древние инициации как раз и являлись противодействием этому естественному процессу энтропии. Естественному стремлению к упрощению всех форм инициации противодействовали сверъестественным устремлением к более сложным, чем человек, духовным формам жизни.

Кстати, отсюда понятен и запрет жениться на девушке для тех, кто не из общества дваждырождённых. Ведь это всё равно, как если к культурному растению привить "дичок" или породистую собаку скрестить с дворняжкой. Получится деградация, упадок, шаг назад в сторону "дикого" мира с его "законом джунглей".

Интересно то, что ученик сам искал учителя. "Ученик обращался к учителю и заявлял о своем намерении стать учеником: «Я пришел ради брахмачарьи (ученичества). Сделай меня брахмачарином (учеником)». Потом учитель спрашивал имя ученика и принимал его в учение."

Мы знаем, что во всём античном мире именно так и происходило обучение. Значит, в древности эта система была универсальной (по крайней мере, для арийского мира).

"Ученики жили и питались в доме своего гуру (Чхандогья-упанишада, IV, 10, 1), а взамен оказывали ему разные личные услуги, например присматривали за его коровами и поддерживали жертвенный огонь. В истории Сатьякамы Джабалы говорится, что его просили пасти коров гуру и возвратиться только тогда, когда их станет тысяча."

А это напоминает средневековую европейскую цеховую систему образования. К мастеру родители приводили ученика, и он жил в доме вместе с мастером, оказывая ему разные личные услуги. Первые четыре года он работал бесплатно, а потом, став подмастерьем, следующие четыре года половину заработанного отдавал мастеру, а половину оставлял себе. Как правило, за четыре года подмастерье собирал достаточную сумму, чтобы купить необходимые инструменты и открыть свой собственный "бизнес".

"Перед тем как начиналась собственно церемония, сооружался навес, под которым должна была происходить санскара (Параскара, I, 4, 2)."

Этот навес не напоминает ли нам скинии Ветхого Завета, шалаши из древесных ветвей, как на празднике кущей?

"В ночь накануне церемонии мальчика намазывали жёлтым порошком и на его чуб надевали серебряное кольцо. После этого ему приказывали провести всю ночь в абсолютном молчании. Это был мистический обряд, который приготовлял мальчика ко второму рождению. Жёлтый порошок символизировал нахождение в утробе, а абсолютное молчание означало, что ребёнок снова как бы стал бессловесным зародышем."

В принципе, это описание ничем не отличается от картины посвящения в любом другом традиционном обществе.

"На следующее утро мать и ребенок вместе ели в последний раз. После упанаяны мать, как правило, не могла есть с ним.

Потом мальчика стригли.

Когда заканчивалось бритьё, мальчик совершал омовение.

Когда омовение заканчивалось, мальчику давали набедренную повязку (каупина). Ребёнок уже осознавал себя членом общества, и с этих пор он должен был особенно соблюдать общественные приличия и поддерживать своё достоинство."

Об одеждах я писал в Символика наготы и одежд. Тут ещё можно добавить, что ребёнок до посвящения рассматривался как животное, и поэтому от него никто не требовал соблюдать общественные приличия. И только после обряда инициации, приобщившись к духовному миру и Ведам, он становился человеком, и от него уже требовалось поддерживать своё достоинство.

"Когда заканчивалась церемония посвящения, от ученика требовалось соблюдать трехдневное воздержание (Ашвалаяна, I, 22, 19). Воздержание могло продолжаться до 12 дней или до года. Это было началом сурового воспитания. Ученик не должен был есть соленой пищи, он спал на земле, ему было запрещено употреблять мясо и вино и спать днем. В конце обета совершался ритуал медхаджанана, имеющий целью получить помощь богов для обострения разума ученика, способности к запоминанию и удержанию в памяти (Бхарадваджа-грихьясутра, I, 10)."

Тут интересно, что у иудеев издревле существовал обычай запоминать наизусть большие тексты из Священного Писания, даже был целый класс «масоретов», хранителей Писания, которые заучивали Библию и корректировали переписчиков. По-видимому, в древности и у ариев существовали люди, учившие Веды наизусть и передававшие их из поколения в поколение.

Tags: инициация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • К вопросу о капитализме в России.

    Читаю в ленте новостей rbc.ru: " Гватемала попросила вернуть аванс за «Спутник V» из-за задержки поставок. В апреле Гватемала…

  • Человечество "завязалось " в Индокитае?

    В статье О свинье, "влипшей" в историю я высказал осторожное предположене, что, может быть, человек современного антропологического типа…

  • Аристотель, ты не прав!

    Метафизика Аристотеля начинается с утверждения: «Все люди, в силу самой своей природы, стремятся к знаниям» ( Источник). Позволю себе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments