Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Христоверие как "Церковь в Церкви".

Обычно на христоверов ("хлыстов") смотрят как на сектантов типа баптистов. mu_pankratov в Молокане. ДХМ. (1 часть) приравнивает "хлыстов" к молоканам, духоборам и толстовцам и всех скопом называет "протестантами никонианской церкви". Вот ещё заявления mu_pankratov'а о "хлыстах": "Хлысты- радикальные протестанты. Такие же радения, коллективные исповеди и т.д. Ето производная от духоборов тоже". "Восточные протестанты харизматы". "Духоборы, молокане, хлысты, скопцы- самые настоящие протестанты."

Теперь посмотрим, как оно всё было на самом деле.

Во второй половине IV века мессалианами (т. е. "молящимися") назывались доходившие до экстаза монахи-анахореты в некоторых христианских монастырях Сирии, Армении и Малой Азии. Они утверждали, что человек, в силу происхождения от падшего Адама, с самого начала своей жизни находится во власти злого духа и что его можно изгнать только постоянными молитвами и строгими постами; тогда место злого духа займёт Дух Святой, Который даст человеку свободу от греха, дар предвидения будущего, исцеления болезней и т. п. Мессалиане считали достижение молитвенного совершенства единственным залогом спасения. Ощущая на себе присутствие Святого Духа, они предавались мистическим пляскам. От этой особенности их называли ещё корефами.

Мессалианские пляски продолжали существовать в восточных монастырях и в последующие столетия. Во времена святого Владимира в Россию пришло много православного духовенства, но так как богослужение должно было производиться на языке славянском, которого греки не разумели, то, конечно, пришедшие попы в большинстве были болгаре. Между ними весьма легко могли попасть на Русскую землю и мессалиане.

Мессалианство было широко распространено в византийских и балканских обителях и соседствовало с православным исихазмом. Кстати, современные исследователи (А. Панченко, Ю. Клэй) отмечают, что характерной особенностью ранней "хлыстовщины" является её связь с монастырями и монашеской практикой «Иисусовой молитвы». Так допрошенная следственной комиссией 1733 г. Феодора Евстратьева показала, что около 1723 г. веневский посадский человек Семён Миляев, которого в округе называли «богомолом», учил её, чтобы она творила молитву «Господи Иисусе Сыне Божий помилуй нас». Эту же молитву в течение 2-х часов повторяли на собрании в доме Миляева, после чего некоторые участники стали впадать в экстаз (Чистович И.А. Дело о богопротивных сборищах и действиях. – М., 1887. – С. 36). Практиковал «Иисусову молитву» и «христос» Прокопий Лупкин (Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. – С. 141).

В XVIII веке Варсонофьевский женский монастырь всецело, даже с игуменьей, принял христоверческое учение, Ивановский монастырь также почти в полном составе перешёл в "хлыстовскую" веру. Множество последователей и последовательниц "хлыстовщины" оказалось и в других московских женских монастырях - Никитском, Егорьевском, Страстном, Рождественском, и в мужских - Чудовом, Николаевском, в Богословской пустыни; некоторые из них сделались местами собраний "хлыстов" со всей Москвы.

Вообще, ранние христоверы молились, исповедовались и причащались в православных храмах, следовательно, признавали всю догматику Церкви. Христоверы исправно совершали все положенные обряды и вообще по своему внешнему поведению могли быть названы самыми благочестивыми чадами православной Церкви. Они ничего в ней не отвергали и считали её учение истинным учением, но при этом они образовали как бы свою более "узкую" и "тесную" Церковь внутри православной Церкви. Объясняли они это тем, что "и Иисус Христос в синагоги ходил. Молился в синагогах. А у них своя собрания была, у Иисуса Христа с Его учениками и последователями, кто за Ним следовал; Он ходил в синагогу, и притом собрания у них были тайныя. И с тех пор, не со вчерашнего дня, с тех пор и взято".

Позднее, ближе к началу XX века, в христоверческой среде появились "модернизированные" толки типа "Нового Израиля", которые окончательно "окуклились" и отделились от православной Церкви, но в христоверы никогда не были противниками обрядов этой Церкви, даже несмотря на гонения со стороны её священнослужителей.

Данный феномен легко просматривается на примере жизнедеятельности Леонтия Грицана.

Л.М. Шугаева пишет: "Старец Леонтий жил в с. Липки Гощанского района, в Корецком женском монастыре, в Почаевской лавре [ЦДАВО.- Ф.4648, оп. 5, ед.хр. 331, л. 158]. Впоследствии Леонтий начинает появляться в монастырях не только как паломник, но и как проповедник своих собственных религиозных взглядов, проповеди он по большей части произносил на базарах и вблизи церквей [Там же]. Внимание людей привлекал тем, что вел себя как юродивый, ходил босиком по снегу в сильные морозы, на Крещение купался в проруби и тому подобное [Там же.- Ф.4648, оп.7, ед.хр. 52, л. 99].

Постепенно вокруг Леонтия образовался кругпочитателей, который постоянно разрастался. Для них он установил особенные правила жизни и поведения. Как свидетельствуют архивные источники, для леонтиевцев было характерным особенное почитание монашества и таинства покаяния, пищевые запреты, а именно – абсолютный запрет употреблять мясо, воздержание от брака и супружеской жизни, что выдавалось за проявление истинного благочестия и святости [Ровенский областной государственный архив (дальше – РОДА). Ф.Р204, оп.12, ед.хр. 261, л. 5; РОКМ. Ф. УШЛ, л.3]. Уполномоченный по делам религий при Совете министров Е.К.Сулима сообщал: "Леонтий распространял и повсеместно обращался к верующим с проповедями и призывом всячески подражать в вере и богослужении монахам, совершать паломничества в монастыри и церкви, не заниматься трудовой и общественной деятельностью, а только учить людей правильно совершать все обряды Православной церкви, ревностно служить ей. Леонтиевцы стоят на монархических позициях, антисоветских позициях; признавали и признают действующую Православную церковь" [ЦДАВО. Ф.4648, оп.7, ед.хр. 52, л.100].

Послушать проповедь епископа Леонтия (он же - игумен Серафим) приезжали люди со всех уголков Украины: из Одессы, Винницы, Киева, Житомира и других мест. Как вспоминают односельчане Леонтия, люди ехали не только для того, чтобы послушать проповедь, но и исцелиться. До настоящего времени его могила является местом паломничества последователей: земля из нее считается целебной. И естественно, что такое скопление людей в небольшом полесском селе не могло не вызывать интереса у представителей советской власти, а еще и на фоне постоянной борьбы с религией во всех ее проявлениях.

 Впервые Леонтий был арестован в 1946 г. Следователи НКВД пытались инкриминировать ему связи с ОУН и УПА, создание антисоветской организации и организацию антисоветских походов (очевидно, имелось в виду паломничество леонтиевцев в различные монастыри), но доказательная база была достаточно слабой, и его осудили на пять лет ссылки за бродяжнический образ жизни [РОКМ.- Ф.УШД, л.3]. Вернулся Леонтий на Ровненщину в 1950 г. После ссылки его проповеди становятся содержательнее, в них откровенно появляется антисоветское содержание. Советскую власть он отождествлял с cатаной, призывал не работать в колхозах, не брать государственные документы, не ставить печати, поскольку это "печать Сатаны", не принимать участия в выборах, не посещать культурно-образовательные заведения [РОКМ.- Ф.УШД, л.3,4]. В мае 1954 г. Леонтий был арестован снова и осужден на 10 лет лишения свободы и на 5 лет лишения гражданских прав. Но в 1956 г. Леонтий попал под амнистию. В 1958 г. он был опятьарестован и осужден на 10 лет лагерей. Наказание Леонтий отбывал в Мордовии. Именно там он принял монашеский постриг из рук Алексия, архиепископа Краснодарского, которыйотбывал наказание вместе с Леонтием. Монашеское имя Леонтия – Серафим, в честь преп. Серафима Саровского. Наказание Леонтия принесло властямпротивоположный ожидаемому результат. Время пребывания в заключении стало для него периодом значительного расширения кругапоследователей, он обрел ореол мученика. Из тюрьмы Леонтий направлял письма своим духовным "деткам", которые из-за своей малограмотности диктовал кому-то из товарищей по заключению. Достаточно часто письма сопровождались фотографиями проповедника.

 Леонтий выстроил своеобразную иерархию религиозной общины. Своих помощников и помощниц он называл апостолами и мироносицами, а простых мирян, как мы уже говорили, "детками" [РОКМ.- Ф.УШД, л.3].

17 января 1973 г. Леонтий умер. На похоронах духовного руководителя присутствовали тысячи его последователей (ГДА СБ Украины. Ф. 13, ед.хр. 357, л.9). И вплоть до настоящего времени на годовщины и полугодовщины со дня смерти Леонтия на могиле устраиваются панихиды, на которые собирается 2-3 тысячи паломников не только из Украины, но и из Молдовы, России, Грузии."

Однако церковная иерархия выступает против почитания Леонтия. Так, "18 мая 2001 г. состоялось заседание Синодальной Богословской комиссии УПЦ МП по вопросу об отношении к личности бродячего проповедника Леонтия и к его последователям. В выводах комиссии сказано: "Почитание Леонтия как самого Господа Саваофа, воздавание ему почестей, которые принадлежат Одному Богу, а также придание его личности сотериологического значения являются отрицанием православного учения о Святой Троице и спасении Ею человеческого рода. Это еретическое учение обесценивает и разрушает основу нашего спасения, заложенную Иисусом Христом. Те, кто поддерживает это лжеучение, отлучили себя от Святой Православной Церкви. Хотя внешне они к Ней и принадлежат, невидимым действием Святого Духа они от Нее уже отсечены. Подобным образом недопустимо видеть в Леонтии любого из святых пророков" [РОКМ.- Ф. УШД. Почаевский листок.- 2001.- апрель.- С. 1]."

В принципе, всё точно так же было и с христоверами. Не то, чтобы они сами, добровольно, отрекались от Церкви, но церковная иерархия отлучала их и объявляла еретиками. А в чём "ересь" Леонтия? В том, что он вёл себя как юродивый? Ну, дык, тогда и святого Василия Блаженного можно объявить "еретиком". А св. Симеон Столпник?! Да это же получается целый "ересиарх"! Забрался на столп и молился там годами, как будто православных храмов и вовсе не было. И вокруг него собирались ученики, а он поучал их с высоты столпа своего. И не он ходил к священникам, а священники приходили к нему.

Вообще, тут очень тонкий и деликатный вопрос соотношения в Церкви священства и пророчества. Не секрет, что священнослужители очень часто не уживались вместе с пророками и инициировали гонения против них. Именно так и появлялись многие секты. Наиболее характерный пример - древняя секта монтанистов. Если присмотреться к ней внимательно, то ничего в ней "сектантского" и не было. Просто верующие слушали более пророчиц Присциллу и Максимиллу, нежели проповеди священнослужителей. Ну и обиженные попы заявили: "Ах, вам по-сердцу более бабские басни?! Ну и слушайте их где-нибуль в подворотнях, а в наших храмах вам нечего делать!"
Tags: христоверы
Subscribe

  • На задворках мироздания.

    Поутру всегда приходят на ум интересные мысли. Как известно, львиная доля вселенной состоит из "тёмной" материи и "тёмной"…

  • Вселенная, "сотканная" из парадоксов.

    Пульсары - это звёзды, которые обращаются вокруг своей оси за доли секунды. Нейтронные звёзды имеют скорости вращения до 1000 оборотов в секунду.…

  • Почему мы одиноки во Вселенной.

    В январе 2019 года было объявлено об обнаружении самого яркого квазара яркостью 600 трлн Солнц. Квазару присвоено имя J043947.08+163415.7, расстояние…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment