Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Образование подлинное и мнимое.

Вспомнилась мне брежневская "застойная" школа. Уроки истории вела завуч школы, МарьНиколавна. Женщина она была уже "в летах". Вот, бывало, придёт на урок, сядет за свой учительский стол и говорит: "Открывайте такую-то страницу учебника и читайте параграф такой-то". Через пол-часа: "Ну что, прочитали? Толчеева (или Жбанова, или Попов, или Сидоров), иди к доске, рассказывай". Вот так и проходили уроки истории. В принципе, на месте МарьНиколавны могла бы сидеть и любая школьная уборщица; никакой разницы никто бы не заметил. Понятно, что МарьНиколавна не была ни историком по духу, ни учителем по призванию, и занимала она своё место по недоразумению; ей бы надо было полы мыть, а не детей учить. Но государство ничего не имело против таких "методов преподавания" истории и оплачивало "труд" МарьНиколавны, а у родителей и детей не было никакого выбора кроме этой средней школы с "педагогом" МарьНиколавной.

Эта система образования существует и поныне. Государство подготавливает учителей в пединститутах и оплачивает их труд в школах. Учитель же, получая от государства небольшой, но гарантированный оклад, вовсе не заинтересован в том, чтобы у его учеников были глубокие знания по предмету. У нас в школе был учитель географии, Сергей Васильевич, и это был Учитель с большой буквы: он так интересно и увлечённо рассказывал про Африку или про Север, что даже двоечники сидели тихо с раскрытыми ртами и внимательно слушали. Но у Сергея Васильевича, как я теперь понимаю, зарплата была ниже, чем у МарьНиколавны. Хотя по-справедливости всё должно было быть как раз наоборот.

Если б не было государственной школы и если б обучение детей проходило частным образом, то кому бы родители скорее отдавали своих детей в обучение - МарьНиколавне или Сергею Васильевичу? Разумеется, Сергею Васильевичу? А МарьНиколавне пришлось бы работать уборщицей у Сергея Васильевича. Или она была бы вынуждена работать так же, как и Сергей Васильевич, чтобы зарекомендовать себя в качестве талантливого педагога. Знаю я одну женщину, которая ушла из школы и уже лет 15 занимается исключительно репетиторством. Она как раз и зарекомендовала себя как талантливый педагог, и без всякой рекламы и объявлений родители приводят к ней детей, которые годами ходят в школу, а по-английскому не знают ни "бе", ни "ме", ни "кукареку". Такие вот у нас "учителя". И такое плачевное положение дел происходит оттого, что учителям платит государство. Если у одного учителя все ученики будут говорить по-английски, а у другого учителя не будут даже знать английский алфавит (явление очень распространённое в наших школах), то ведь такие учителя будут получать одинаковую зарплату. Спрашивается, зачем тогда усердствовать в обучении детей, если ты и так получишь свой оклад. Можно просто тупо сидеть и ничего не делать, как МарьНиколавна, и получать те же денюжки. Собственно, многие так и делают.

Исправить сие печальное положение дел можно легко и быстро. Просто государству нужно перестать платить учителям. Нужно выпускать образовательные ваучеры и раздавать их родителям перед наступлением нового учебного года. На каждом ваучере должно быть, к примеру, 10 000 рублей. Родители сдают своего ребёнка вместе с ваучером в ту школу и тем учителям, которые им нравятся. Которые зарекомендовали себя в качестве талантливых педагогов. При таком "раскладе" настоящие учителя буквально озолотеют, а бездари типа МарьНиколавны сами собой отсеются. Талантливые учителя станут открывать филиалы своих школ, создавать курсы по переподготовке учителей, появятся оригинальные течения и направления преподавания, оживёт педагогическая наука...  Вот это была бы действительно Реформа образования!

И это было бы возвращением к традиционным методам обучения. Ведь именно так происходило обучение и в античности, и в средневековой Европе. Конечно, тогда не было никаких образовательных ваучеров, но ученики и их родители сами выбирали учителей. Ищущие мудрости находили себе учителей-философов (так образовались все философские школы), а ищущие профессиональных навыков находили мастеров своего дела и поступали к ним в обучение (европейская цеховая система образования). Величайший "взлёт" Европы в XV - XVIII вв. и её "отрыв" от остального мира как раз и базировался на этих традиционных методах обучения. Если б в средневековой Европе была бы такая же система образования, как в современной России, она бы превратилась в захолустье мира.

Tags: размышлизмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment