Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

"Шива без Шакти - шава (труп)".

Мужчина и женщина
Мужчина физически оплодотворяет женщину, а женщина духовно оплодотворяет мужчину. Не случайно индуистская максима гласит: "Шива без Шакти - шава (труп)".

При этом для духовного оплодотворения вовсе не обязательно личное знакомство женщины с мужчиной. Иногда той самой женщине достаточно лишь появиться перед мужчиной, пройти мимо него, даже не заметив его, чтобы на всю жизнь оставить в его душе неизгладимый след. Нечто подобное случилось в жизни Гоголя.

Ещё задолго до создания "Вечеров на хуторе близ Диканьки" он в одном из частных писем, адресованных матери (от 24 июля 1829 года), поведал о случайной встрече с "ангелом во плоти":

"Я не могу, я не в силах написать... Маминька! Дражайшая маминька!.. Я видел её... нет, не назову её... она слишком высока для всякого, не только для меня. Я бы назвал её ангелом, но это выражение низко и не кстати для неё. Не могу выразить её. Это - божество, но облечённое слегка в человеческие страсти. Лицо, которого поразительное блистание в одно мгновение печатлеется в сердце; глаза, быстро пронзающие душу... Такая красавица, такие божественные черты!..Чудесное, необыкновенное явление... Адская тоска кипела в груди моей... Она бы составила неоценимый перл, весь мир, весь рай, всё богатство... Это было божество... Она слишком высока, высока..." (цит. по: Нечаенко Д. А. Сон, заветных исполненный знаков. - М., 1991, с. 258-259).

Достоевской увидел своего "ангела" в Авдотье Панаевой.

Авдотья Панаева

Говорят, что как только Достоевский увидел её, он упал в обморок.

Также для Данте его возлюбленная Беатриче стала "ангелом во плоти".

Первая встреча Данте и Беатриче.

                                                                                                    *************************************

Мы знаем, что женщина одна не может иметь детей. Нужна творческая сила мужчины. Нужно оплодотворение. Но и мужчина без женщины не может творить. Ведь мужчина работает для женщины, ради женщины и под влиянием женщины.

М. Волошин отмечает в творчестве Сурикова два ряда обстоятельств. Во-первых, внешнюю эволюцию творчества, обнаруживающую возвышение и спад в ходе создания его семи больших исторических картин. В первых трёх картинах - "Утро стрелецкой казни" (1881),

Утро стрелецкой казни

"Меншиков в Берёзове" (1883)

Меншиков в Берёзове

и "Боярыня Морозова" (1886) -

http://www.art-portrets.ru/art/boyarinya-morozova-1.jpg

идёт нарастание мастерства художника, затем после глубокого внутреннего кризиса, отмеченного написанной "для себя" картиной "Исцеление слепорожденного",

Исцеление слепорожденного Иисусом Христом

начинается долгий художественный спад: "Взятие снежного городка" (1891),

Взятие снежного городка

"Покорение Сибири Ермаком" (1895),

Покорение Сибири Ермаком

"Переход Суворова через Альпы" (1899),

Переход Суворова через Альпы

и заканчивает он полной неудачей: "Степаном Разиным" (1907 - 1910).

Степан Разин

После этого до самой смерти - ничего, кроме странной маленькой картины "Посещение царевной женского монастыря" (1912).

Посещение царевной женского монастыря

Второй ряд обстоятельств, прослеживаемый Волошиным, - женская тема. Эта тема усиливается в картинах периода роста, достигает апофеоза в "Морозовой", после кризиса же исчезает полностью, и картины периода спада наполнены одной лишь мужской стихией, вплоть до предсмертной "Царевны", где вновь возникает женская тема.

Для понимания сцепления этих двух рядов обстоятельств важной оказывается личная ситуация художника - смерть жены, приведшая его к кризису. Волошин полагает, что в этот период в творчестве Сурикова исчерпывает себя тема жалости, которой он был уязвлён в связи с долгой болезнью жены, той жалости, рождающей боль, которой только и было под силу вскрыть в этой богатырской натуре подсознательные тайники души. "И как только уголь этой жалости, неустанно растравлявший его сердце всю первую половину творчества, угас... так здоровая, преисполненная стихийных сил натура мгновенно затянула все душевные раны, и последовал буйный взрыв жизнерадостности... В нём угас провидец и остался только художник. Лично как живописец он ещё продолжает расти и крепнуть, но художественная ценность его картин идёт на убыль" (цит. по: Волошин М. Суриков. - Л., 1985, с. 126, 131). Суриков пишет "Исцеление слепорождённого" - картину, которую мы можем истолковать как отказ от тайноведения в пользу мира внешнего. "Та сильная и огненная мужская стихия, что была воплощена в Сурикове, должна была быть постоянно оплодотворяема влажной женской стихией, чтобы выносить всё, что в ней было заложено. Отвернувшись от неё, его творчество начало постепенно становиться бесплодным в тех глубинных и подсознательных областях, где совершаются последние иррациональные творческие сплавы. Потому что совершенно так же, как женская сущность в мире физическом оплодотворяется мужской, точно так же в области духовной мужская стихия должна быть оплодотворяема женской, чтобы выявить себя в творчестве. Отсюда значение женщины - вдохновительницы в жизни каждого художника" (с. 191).


Tags: любовь
Subscribe

  • Go West!

    Я как-то уже писал о парадигме современного общества, которая выражается в триаде "государственность - социализм - техницизм". "В…

  • Гюстав Лебон - "предтеча" Гитлера.

    Сегодня весь день я слушал аудиокнигу Гюстава Лебона (Ле Бон, фр. Gustave Le Bon ; 1841 — 1931 ) " Психология народов и масс".…

  • Северокорейский синдром.

    СМИ сообщают, что " девочка из КНДР утонула, спасая портреты Ким Чен Ира". " Вместо того, чтобы спасать свою жизнь, она успела снять…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments