Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Женское - левое - чётное; мужское - правое - нечётное.

Поклонение Младенцу
Поклонение младенцу, 1439-1443. Фра Беато Анджелико (около 1395-1455). Музей Сан-Марко, Флоренция / Adorazione del Bambino. Beato Angelico Fra Angelico (circa 1395-1455). 1439-1443. 193x164,5. Museo di San Marco. Florence. via

В этой картине интересно то, что мужчины стоят по правую сторону от Младенца, а женщины - по левую. На "женской" стороне - осёл, на "мужской" - вол. "Сатанинская" символика хорошо известна во всех традициях. Как пишет Рене Генон, "было бы ошибкой противопоставлять этой символике ту роль, которую осёл играет в евангельской традиции, ибо на самом деле вол и осёл, изображаемые по обеим сторонам яслей в сцене Рождества Христова, олицетворяют соответственно совокупность благих и злых сил; эти же силы в сцене Распятия выступают в образах доброго и злого разбойника".

Итак, перед Младенцем Иисусом преклонили свои головы и благие, и злые силы. В Европе в средние века во время мистерий слева изображался ад, справа - рай. В иконографии Страшного суда праведники располагались по правую руку, грешники - по левую руку от Господа.

Поклонение Младенцу происходит в Святом Вертепе, который имеет вид жилища. А жилище уже в древности делилось на левую - женскую и правую - мужскую части. В православном храме, по традиции, мужчины становятся справа, а женщины - слева. В русском народном причитании невесты в первый день сватовства говорится:

"Уж мужицкий пол стань на праву руку,
Женский пол стань на леву руку."

Вяч. Иванов в своей работе "Чёт и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем пишет:

"Свидетельства восточнославянского фольклора, по которым женщину хоронили слева от мужчины, согласуются с археологическими данными о славянских парных захоронениях. Но корни этих представлений уходят в еще более глубокую древность.

Знаменитый антрополог Лики еще в 30-х годах обнаружил в Кении в пещере Эльментейна древние захоронения, подчиняющиеся той же закономерности: мужские скелеты в захоронениях лежали на правом боку, женские — на левом. В этих и других (еще более ранних) захоронениях древность связи левой стороны с женским началом удостоверена археологией."

Противопоставление левого и правого в искусстве палеолита было связано и с различиями цветов. Лучше всего это обнаруживается в пещерах Ляско. В Большой галерее этих пещер в левой группе изображаемых животных головы окрашены в красный цвет, а в правой группе — в черный. В Кастильо женские знаки выполнены в красном цвете, а мужской знак — в черном. На рисунках в пещерах Ляско противопоставление красного и черного цветов связывается и с различием изображений лошадей и бизонов, которые сами, вероятно, были символами пола (рис. 28)."

image049
Рис. 28. Знаки лошади и бизона
в первобытном искусстве

Очевидно, что эти знаки лошади и бизона соответствуют изображению осла и вола на картине Фра Беато Анджелико. В этой картине даже цветовая гамма напоминает пещерную живопись эпохи палеолита: на переднем плане коленопреклонённый мужчина изображён в чёрном одеянии.

Далее Вяч. Иванов пишет: "Противопоставление лошади и бизона в таких памятниках первобытного искусства, как рисунки на стенах пещер Ляско, соотнесено не только с различиями левой и правой стороны, красного и черного цветов, но и с различием между четом и нечетом. На рисунках в пещерах Ляско к семи основным «счетным» знакам у лошади добавляется одна стрелка (всего 8, чет), у бизона две стрелки (всего 9, нечет)."

Следовательно, чётные числа - "женские", а нечётные - "мужские". batrachospermum в О гендере чисел приводит такую информацию: "Когда месопотамские шумеры 5000 лет назад придумывали названия для чисел, они воспользовались имевшимися в их языке словами: единицу обозначили словом «геш», означавшим также мужчину и фаллос, а двойку – «мин», имевшим отношение к женскому началу. Греческий математик Пифагор в VI веке до н. э. все нечетные числа провозгласил мужскими, а четные – женскими: нежелание делиться на два он считал признаком силы, а покорное согласие это делать – слабостью. Как мужчина главенствует над женщиной, так и нечетные числа главенствуют над четными, ведь сложение нечетного и четного чисел всегда дает в результате нечетное число, рассуждал Пифагор. Средневековая христианская церковь считала нечетные числа более сильными, добродетельными, праведными и приносящими удачу, единица – это Адам, которого Бог создал первым, а двойка – Ева, принесшая грех."



Ну, на самом деле, не надо всё "валить" на Еву. Один средневековый мыслитель заметил, что Бог, когда от­делил на второй день творения верхние воды от нижних, не сказал вечером, как во все другие дни, «что это хорошо». И не было это сказано потому, что во второй день творения Бог со­здал binarius, двойку, источник всякого зла. Так что двойка была создана задолго до Евы, а Ева только сыграла отведённую ей роль в драме Грехопадения.

Карл Юнг в своей работе "Попытка психологического истолкования догмата о  Троице" пишет: "Двойственный аспект Отца не был неизвестен религиозной спекуляции. Антитетическая природа Бога выражается и в его андрогинности. Поэтому Присциллиан, основываясь на Быт. 1, 27, называет его «masculofoemina».  Это показывает, к примеру, аллегория единорога (monoceros), символизирующая гневливость Яхве. Подобно это­му раздражительному зверю, он якобы поверг мир в хаос и повернулся к любви лишь в лоне чистой девственницы. Люте­ру был знаком deus absconditus. Убийство, умерщвление, война, болезнь, преступление и любые мыслимые мерзости — все это входит в единство Божества. Если Бог открывает свою сущность и становится чем-то определенным — определенным человеком,— то совпадающие в нем противоположности должны распасться: здесь добро, а там зло."

Результат этого распадения на добро и зло мы и видим на картине. Родившийся Младенец становится "камнем преткновения" (Ис 8.14, Рим 9.33 и 1 Петр 2.8), ибо каждый человек теперь должен определяться и постоянно делать выбор, на чьей стороне он находится: на стороне добра или зла.
Tags: символика
Subscribe

  • Революционер.

    "В Советской России пятиконечная красная звезда, согласно Кибальчичу, впервые была использована на военной форме кронштадтских моряков во главе…

  • Тупой психоанализ.

    "Согласно психоанализу, птица во всех мифологиях символизировала эрекцию, а змея - мужской половой орган", - говорит Ю. М. Бородай в своей…

  • Могильные круги.

    Могильные круги в Эстонии. Руины сводчатой минойской гробницы «мегалитического типа». Камилари. Гераклион. Нач. 3 тыс. до Р.Х.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments