Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Время Ляпунова

У Александра Дугина в его сборнике "Тамплиеры пролетариата" есть очень интересная статья под названием "Время Ляпунова".

Дугин пишет (Cтатья написана в 1996 г., впервые опубликована в газете «Лимонка» 1996 г.):

"В новейшей физике, исследующей приоритетно "сильно неравновесные состояния" и хаотические системы, есть один технический термин - "время Ляпунова". Он обозначает тот период, когда некий процесс (физический, механический, квантовый или даже биологический) выходит за пределы точной (или вероятностной) предсказуемости и вступает в хаотический режим. Иными словами, траектория процесса подчиняется строгим закономерностям лишь до определённого момента реального времени. За пределом этого момента "нормальное" время заканчивается и наступает парадоксальное "время Ляпунова" (или, точнее, "положительное время Ляпунова")...  Процессы, которые протекают во "времени Ляпунова", называются хаотическими в противоположность процессам классической механики.

Можно проиллюстрировать это бытовым примером. Например, трое людей садятся выпивать. До определенного момента их поведение довольно предсказуемо: они обсуждают знакомых, друзей, жизненные проблемы, спорт, женщин, политику. Постепенно, по мере все возрастающего опьянения, в беседу начинают вкрадываться "шумы" (так современная физика называет несущественные помехи протекания процесса). Эти "шумы" могут выражаться в том, что отдельные пассажи повторяются подвыпившими людьми по несколько раз, психологическая ситуация накаляется, возникают споры, конфликты, атмосфера уплотняется. В какой-то момент картина достигает стадии бифуркации (это ключевой термин в "теории катастроф" известного физика Рене Тома)...  До поры она подчиняется ограниченному психологическому набору, варьирующемуся в зависимости от культурного и интеллектуального уровня пьющих. Но каковыми бы ни были предпосылки, если пьянка развивается прогрессивно, рано или поздно наступает момент бифуркаций, и группа незаметно попадает во "время Ляпунова", где все пропорции размыты, где малейшая деталь может вызвать неадекватно масштабную реакцию, где любое последующее действие полностью непредсказуемо и не мотивировано.

Но весь интерес состоит в том, что "время Ляпунова" не является периодом полного беспорядка, где все движения совершенно произвольны. Это нечто среднее между вполне структурированной системой и полным отсутствием системы. Обрывки траекторий сохраняются, пьяное поведение подчиняется фрагментам логико-психологических детерминированных цепей. Хаос имеет свою парадоксальную структуру, которая называется "физикой неинтегрируемых процессов" или "системой фрактальных аттракторов". Следовательно, "время Ляпунова" подлежит определенному парадоксальному измерению, только более гибкому и широко понятому, нежели детерминизм "сводимых систем" (т.е. обычных классических или квантовых траекторий). Некоторые современные физики - в частности, Илья Пригожин - считают, что процессы, протекающие в "положительном времени Ляпунова" и есть ключ к тайне жизни. Здесь, в этом промежуточном состоянии, между строгой структурой и полным отсутствием всякой структуры, в хаотической системе лежит "волшебное" сочетание закона и свободы, модели и события, заданности и спонтанности, и именно такое сочетание и называется "жизнью".

"Время Ляпунова" является важнейшим понятием для двух изоморфных уровней - для индивидуальной духовной реализации и для социальных трансформаций. Для личности, ищущей своего истинного центра, приоритет "времени Ляпунова" означает культивацию пограничных состояний, промежуточных между свежим дневным сознанием и ночным (алкогольным, наркотическим и т.д.) обмороком. Только на этой грани можно схватить магическую спектральную точку, где индивидуальная экзистенция граничит с внеиндивидуальными реальностями - как инфракорпорального, так и чисто ангелического порядка. В этом сущность механизма инициации. "Время Ляпунова" - это фаза "инициатической смерти". Тот, кто достигает контроля над этим "перешейком", выходит за грань фатального дуализма жизнь-смерть. На социальном уровне - аналогичная картина. Каждый режим, социальное устройство, экономико-политическая формация подчиняются строго детерминированным законам, воплощающимся в структуре власти, в ее идеологии, в ее внутренних нормативах. Но социальная энергия, так же, как и всякая энергия в телесной вселенной, однонаправленно убывает, "производит энтропию". Поэтому любая власть и любая общественная формация функционируют логично и закономерно только ограниченный отрезок времени. После определенного момента наступает "время Ляпунова". Подобно пьяной компании, за некоторой границей общество начинает вести себя непредсказуемо, хаотически. Периферийное разрастается до гигантских пропорций, центральное, осевое отходит в сторону.

Несомненно, что "время Ляпунова" для СССР началось в 1985. Нынешний президент (заметьте, "непредсказуемый"!) - типичный образец "частицы" хаотической системы. На наших глазах из "диссипативных останков" позднего дегенерировавшего социализма рождается новая либеральная система. Но и она на глазах стареет, энтропия в ней ужасающе быстро возрастает, она начинает поразительно, до мелочей напоминать последние фазы советского общества. Не исключено, что либеральный цикл будет очень быстротечным, так как некоторые системы принципиально нежизнеспособны (в определенных условиях).

Еще один важный момент: фаза распада советизма проходила при полной интеллектуальной пассивности основных действующих сил. Иными словами, нет такого социального организма, который смог бы "схватить" основное содержание социального "времени Ляпунова" в нашей ситуации и положить это драгоценное знание в основу нового социального порядка. Самое интересное, кажется, все проспали. Но инициатическая смерть отличается от смерти обычной тем, что в ней сознание не пропадает полностью (сохраняясь в особом режиме). Хаос должен быть не просто пережит, но и осмыслен. Раз этого не произошло, то неизбежно повторение хаоса. Еще одна катастрофа, еще одна фаза социальных сдвигов, еще один аккорд "диссипативного скачка". Более того, это будет повторяться до тех пор (в ускоренном ритме), пока какая-то социальная формация не возьмет на себя ответственность за опасную и увлекательную научно-практическую работу с хаотическими структурами.

Нынешние "стабильность" и "устойчивость" еще более призрачны и обманчивы, чем последние дни Совдепа (а возврат в прошлое вообще нереален)".

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Статья Дугина, написанная в 1996 году, нисколько не утратила своей актуальности. Более того, на мой взгляд, она блестяще объясняет происходящие ныне в России социально-политические процессы. В том числе и появление новой идеологии правящей партии под названием "солидаризм".

20 лет, прошедшие после развала СССР, были временем идеологического вакуума. Советизм исчерпал себя, а либерализм оказался нежизнеспособным в российских условиях. Так что Россия, оттолкнгувшись от советского берега, так и не причалила к берегу либеральному и оказалась в открытом море, подверженной всякого рода ветрам, волнам и подводным течениям.

Либерализм оказался в России нежизнеспособным по той же самой причине, что и советизм. Обе эти идеологии не имеют в России национальной почвы, ибо были рождены на Западе. Отцом обеих идеологий является европейский гуманизм эпохи Просвещения. И советизм, и либерализм, будучи интернациональными идеологиями, одинаково враждебны национальному самоопределению русского народа. Именно поэтому-то русский народ, "отчалив" от советского берега, не "причалил" к берегу либеральному: менять "шило" на "мыло" не имеет смысла.

Прежде Путин старательно избегал произносить всякие "-измы", и вот наконец-то, в первый раз, было произнесено что-то похожее на новую идеологию - "солидарное общество".  Теперь всё будет зависеть от конкретного наполнения этого термина. Термин сам по себе очень ёмкий и многообещающий. Но социализм поначалу тоже был многообещающим. А потом на российской почве выродился в уродливый сталинизм. Не превратится ли он тоже во что-нибудь непотребное?

Тогда "Время Ляпунова" продолжится. Пока Россия не "причалит" к русскому берегу. Или погибнет в волнах безбрежного моря...
Tags: будущее россии, инициация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments