Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О русском национальном мессианизме.

Говоря словами Б. О. Ключевского, органический порок древне-русского церковного общества заключался в том, что "оно считало себя единственным истинно-правоверным, своё понимание Божества - исключительно правильным, Творца вселенной представляло своим собственным русским Богом, никому более не принадлежавшим и неведомым".

В известном народном пересказе беседа Иисуса Христа с самарянкой передавалась буквально так: "Она Ему говорит: как же я тебе дам напиться, когда Ты - еврей; а Он ей в ответ: врёшь, говорит, Я чистый русский". Рассказ этот всегда неизменно вызывает снисходительную улыбку по адресу тёмного, безграмотного народа. Между тем, он выражает собой самую сущность национально-мессианской психологии русского народа, заключающейся в утверждении русского Христа, в грубой русификации Евангелия (эту национальную самовлюблённость С. Л. Франк назвал "хроническим заболеванием русского сознания").

В основе всякого национального мессианства лежит одна и та же до сих пор не умирающая и всегда неосновательная претензия матери сынов Зеведеевых. Христос говорит ученикам о смерти Своей и воскресении. А она спешит прилепить к вечным обетованиям своё земное, материнское, семейно-родственное пожелание: "Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоём" (Мф. 20:21). В общем русский национальный мессианизм выражал собой довольно близкое к этому пожелание, чтобы Россия и русская Церковь сидели в Царствии Божием по правую и левую стороны от Спасителя. Ответ Спасителя остаётся тот же и для матери сынов Зеведеевых, и для России: "Кто хочет между вами быть первым, да будет всем рабом" (Мф. 20: 25-27). Где есть истинный Мессия, там, стало быть, нет места спорам о первенстве ни между людьми, ни между народами.

С точки зрения чисто человеческой вполне понятно и естественно это притязание, чтобы своё родное, домашнее или народное заняло первое место в Боге или сразу после Бога. Но русские, по-видимому, не чувствовали, что нет и не может быть в падшем человечестве ни одного народа, для которого христианство было бы своим и родным в порядке естественного рождения. Потому что христианство неестественно, противоестественно, сверхъестественно, словом, "не от мира сего". Христианство не может "всосаться" в народную плоть и кровь, ибо оно отрицает и плоть, и кровь. Церковь всегда остаётся в странствии на исторической земле, всегда чуждая духу века сего, собирая в духовном рождении чад своих из всякого народа.

Каждый народ, как и каждый человек, должен думать лишь о своих обязанностях и о своём служении, а не о своих преимуществах перед другими народами. У каждого народа своё служение, своё призвание и своя миссия в Царстве Божием. Иного решения не может быть с точки зрения религии универсальной, которая стоит на том, что в доме Отца Небесного обителей много. Разве в Евангелии есть земное отечество? Это языческие религии все были местные, племенные, народные, национальные. А Евангелие началось с разрушения земного отечества евреев - Иерусалима - и призыва всех людей в отечество надмирное, неземное, универсальное. Евангелие покоряло народы, но ни к одному народу не прилепилось [1].

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Мысль, что единство какой-либо поместной церкви обосновано политическим, этническим или культурным началом, считается в православной Церкви ересью, имеющей специальное название: филетизм.
Tags: национальное самосознание
Subscribe

  • Душеведческое.

    Состояние медитации в дзэн называлось "у-во" – "не-я", "отсутствие индивидуального "Я"". В процессе…

  • О выборах.

    "Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу " (О. Генри). Замечательно верно сказано. Мы…

  • Появление человека.

    Афина вкладывает душу в виде бабочки в голову человека, созданного Прометеем. Бертель Торвальдсен. Афина и Прометей. 1807-1808. Музей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments