Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Символика Януса.

Рене Генон сообщает о том, что Янус "есть, собственно, янитор, который отпирает и запирает врата годового цикла посредством ключей, являющихся одним из основных его атрибутов". Он был богом времени и олицетворял рубеж между концом старого года и началом нового. Однако, этот аспект прошлого и будущего, очевидно, присутствует в любом цикле, даже суточном. Янус имеет отношение к восходу солнца утром; он отпирает солнечные ворота, а вечером запирает их.

"Его статуя в храме стояла, обращённая лицами на восток и запад. Два его лица, согласно общепринятой интерпретации, рассматриваются как олицетворение, соответственно, прошлого и будущего. Лица Януса на древнейших изображениях разные: одно безбородое, другое бородатое, или одно белое, другое чёрное. Довольно часто встречается изображение Януса с двумя лицами - мужским и женским. Подобное изображение приводит Рене Генон в своей статье "Несколько аспектов символики Януса". Тут речь идёт о Янусе-андрогине, или Янусе-Яне.

ЯнусДалее Рене Генон делает чрезвычайно важное примечание: "между прошлым, которого Янус 2уже нет, и будущим, которого ещё нет, подлинное лицо Януса, то, которое смотрит в настоящее, не есть ни то, ни другое из тех, которые можно видеть. Действительно, это третье лицо невидимо, потому что настоящее, во временном проявлении, есть всего лишь неуловимое мгновение; но когда мы поднимаемся над условиями этой преходящей и неуловимой формы проявления, оказывается, что настоящее заключает в себе всю реальность. Третье лицо Януса соответствует, в другой символической традиции, индуистской, лобному глазу Шивы, также невидимому, внетелесному и олицетворяющему "чувство вечности". Говорится, что взгляд этого третьего глаза обращает всё в пепел, то есть он разрушает всякую проявленность; но когда последовательность преобразуется в единовременность, тогда всё пребывает в "вечном настоящем", так что всякое видимое разрушение, по сути, есть лишь «трансформация», в самом строгом этимологическом смысле этого слова."

Янус был богом инициации. "И поскольку Янус рассматривался как божество инициации, оба его ключа, один золотой и другой серебряный, были ключами от "великих мистерий" и "малых мистерий"."

Известно, что "малые мистерии" проводились в период летнего солнцестояния, а "великие мистерии" - в период зимнего солнцестояния. Саму "технику" мистерий мы здесь описывать не будем; скажем лишь, что основным элементом этой универсальной "техники" является затворничество. Трое суток зимнего солнцестояния испокон веков считались самыми магическими в году. Считалось, что именно в этот период можно изменить свою судьбу и родиться заново. Для этого нужно создать маленькую "пещерку" или "келью", затвориться в ней на трое суток, изолировать себя от всей мирской суеты, зажечь свечу и смотреть на пламя свечи неотрывно. В какой-то момент исчезнет чувство времени и откроется "чувство вечности". И тогда человек окажется в "вечном настоящем", которое является в результате инициатической «трансформации».

В юмористическом виде эта "трансформация" изображена в фильме "Небывальщина".



Собственно, этот стол с наковальней и есть миниатюрный храм Януса с входом и выходом с двух противоположных сторон.


Tags: инициация, символика
Subscribe

  • Человечество "завязалось " в Индокитае?

    В статье О свинье, "влипшей" в историю я высказал осторожное предположене, что, может быть, человек современного антропологического типа…

  • Докинз бредит.

    Этот бред сивой кобылы ещё похлеще будет, нежели россказни Дробышевского о том, что " ЧЕЛОВЕК ЭТО И ЕСТЬ 🐵 ОБЕЗЬЯНА". Здесь проводится…

  • Роль воды в процессе превращения обезьяны в человека.

    Согласно одной из гипотез, наши обезьяноподобные предки в период глобального похолодания были вытеснены другими видами на побережье океана. Там они…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment