Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

«Корень учения горек, да плод его сладок»

langobard в Жизнь после мейнстрима пишет:

"Суть интереснейшего и чуть ли не главного вопроса для всякой современной социальной философии и философии образования, думаю, просечёт любой человек, далёкий об образования. Почему же так получилось, что радикальное облегчение доступа к любой информации породило всеобщую малограмотность, а не всеобщую многограмотность?

Имею простейший ответ на этот вопрос. Преодоление барьеров в движении к знанию (от разыскивания информации по поставленному вопросу в толстой книжке до элементарной подготовки к экзамену) оставляет что-то в головах. Нет барьеров - ничего и не остаётся. Так уж человек устроен. Без пребывания в проблемной (= барьерной) ситуации - не изменяешься. Не учишься."

Вот здесь я полностью согласен с langobard'ом.

В данном отношении интересно отметить, что Святой Грааль иногда описывается как Книга, «упавшая с неба». В русских духовных стихах она называется "Голубиной (иногда: Глубинной) Книгой". Последняя именуется ещё «Животной книгой» (то есть «книгой жизни»). Как писал поэт Николай Заболоцкий:

Лишь далеко на океане-море,
На белом камне, посредине вод,
Сияет книга в золотом уборе,
Лучами упираясь в небосвод.
Та книга выпала из некой грозной тучи –
Все буквы в ней цветами проросли…
И в ней записана рукой могучей
Вся правда сокровенная земли.

Так вот, все легенды о Святом Граале представляют собой описание поисков сей дивной Книги. Эти многотрудные поиски иногда приводят искателей Святого Грааля к дьяволу. Но интересно, что все эти искушения как бы "вписаны", "инкрустированы" в саму "оболочку" Святого Грааля. Просто так, "абы как", его невозможно найти. Грааль может даться в руки только самым искушённым, прошедшим "огонь, воду и медные трубы". То есть тем, которые всецело посвятили себя его поискам, посвящённым. В принципе, эти трудные и опасные поиски Святого Грааля ничем не отличаются от инициатических испытаний в традиционных обществах.

Есть хорошо всем известное латинское изречение Per aspera ad astra («через тернии к звёздам»). Почему путь к звёздам проходит "через тернии"? Нельзя ли как-нибудь без "терний" обойтись? Как-нибудь полегче, без напряга, без проблем... Очевидно, нельзя. Дело в том, что наряду с эволюцией существует ещё и инволюция. Если что-то долго не используется и не употребляется, оно атрофируется, за ненадобностью. В качестве примера инволюционной потери признаков можно привести гельминтов - эти, как мы знаем, не имеют ни рук, ни ног. Но на стадии формирования зародыша у них всё это присутствует, а затем исчезает. Гельминт он и есть гельминт!

В принципе, и человеческий разум точно так же может атрофироваться, если его не упражнять, если не давать пищу для ума. Случаи "маугли" свидетельствуют о том, что разум вовсе не присущ человеку от рождения, как, скажем, руки или ноги. Люди могут жить и без ума. Истории известны многочисленные случаи деградации и отдельных представителей рода человеческого (иногда даже коронованных), и целых человеческих обществ.

Индийские Веды утверждают, что многие из прежних людей стали питаться мясом своих сородичей, чего не было раньше: перволюди, по преданию, питались амритой — напитком богов. Некоторые из них приобрели привычку съедать других на месте поединка, который они устраивали из-за желания первенства. А из-за столкновений лбами эти люди набили шишки, которые у некоторых затем стали ветвиться и превратились в рога. Пальцы их срослись и образовали твердые копыта, с тем чтобы им легче было бегать и скакать по земле. Головной мозг утратил способность здраво рассуждать, зато продолжился дальше длины тела спинной мозг, таким образом у них появился хвост.

Интересно, что черти неизменно представляются с рогами, копытами и хвостом.


черти

Вот это точная картина будущего человечества, если оно откажется от поисков Святого Грааля. Ведя расслабленный образ жизни, оно деградирует и обратится в карикатуру на самого себя.

Комфорт и сибаритство очень опасны, потому что они разлагают и душу, и тело. В этом отношении "совок" выглядел более предпочтительно.

"Орешек знаний твёрд,
Но всё же мы не привыкли отступать
", -

без конца повторялось в детском киножурнале "Хочу всё знать". Несмотря на все недостатки и пороки советизма, в нём имелась устремлённость "к звёздам". Я помню, в детстве самым популярным чтивом у моих ровесников была фантастика. Она рисовала картины иных миров, будила воображение, и способствовала пробуждению романтического настроения, столь необходимого для всякого рода поисков, - как научных, так и духовных.

Сегодня слишком много "потреблятского", и в этом "потреблятстве" тонут все ростки романтизма. Потому и над детьми-романтиками смеются в школе, обзывая их "ботаниками", "ботанами". Хотя "ботаны" более всего похожи на рыцарей, ищущих Святой Грааль. Сайт Луркоморье иронизирует:  "Ботан никогда не общается и не знакомится с девушками, в большинстве случаев девственник." Ну так и Святой Грааль может найти только рыцарь-девственник. И мальчик Кай во дврце Снежной Королевы выкладывал из льдинок слово EWIGKEIT ("вечность") в отсутствие Герды. И выложил бы, и стал бы бессмертным, если б Герда не пришла к нему.

Tags: антропология, инициация
Subscribe

  • Африканские сказители былин.

    И. Л. Андреев пишет: "Вместе со своими местными друзьями мне неоднократно доводилось слушать самозабвенное исполнение старинных монотонных…

  • Не свисти.

    "Во влажных тропических лесах применяющие галлюциногены целители рассказывали мне, что с помощью свиста они вызывают духов", - пишет…

  • Оптимистическая трагедия.

    Пускай в Меня, как в водоём, Вольются боль, и грязь, и горе: Не в силах молния огнём Испепелить иль выжечь моря! Пусть мириады спирохет Грозят…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments