Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

О тщете человеческой жизни.

Две виднейшие раввинистические школы античности - Гиллеля и Шамая - провели три года в диспуте на тему "не напрасно ли создан человек?" И пришли к общему выводу: лучше было бы человеку не появляться на свет.

Что такое жизнь человеческая? Заботы и печали, печали и заботы, с пустым самообманом надежды, что наступят лучшие дни.

Этот пессимистический взгляд на жизнь человеческую выразили мыслители Эллады ещё на заре её культурного развития. "Нет ничего на земле, человека что было б несчастней" (Иллиада, XVII,446). - "Жизнь ухаживает за нами и откармливает нас для смерти, как стадо свиней на убой". - "Нагим пришёл я на землю, нагим сойду под её покров; так зачем же мне напрасно трудиться и страдать, если я ясно вижу перед собой неизбежный конец?" (Теология, 425-428). Смерть неотвратима, удар её окончателен, и оправиться от него невозможно. Всего способен достичь на земле человек, но он бессилен восстановить порвавшийся союз души и тела.


"Можно стяжать и прекрасных коней, и златые треноги,
Душу назад возвратить невозможно, души не стяжаешь,
Вновь не уловишь её, как однажды из уст улетела
".
...........................................................................................
"(Ибо) из тварей, которые дышат и ползают в прахе,
Истинно в целой вселенной несчастнее нет человека!
" -

так восклицает Гомер устами самого Зевса.

"О Смерть - Целитель, не забудь меня!
Ведь ты одна от скорбей неизбежных
Наш врач: уж мёртвых не коснётся боль
" -

так призывает Эсхил всё-исцеляющую смерть.

И со всех сторон доносятся голоса, что жизнь полна скорбей и страданий. "Слаба сила человека, бесплодны его заботы, в краткой его жизни скорбь следует за скорбью", - восклицает Симонид из Кеоса (559 - 469 гг. до Р. Х.). Стобей в своей (составленной около 500 года до Р. Х.) антологии из античных писателей целую длинную главу посвящает таким цитатам относительно тяжести и ничтожества нажей жизни. Горькие размышления о призрачности и быстротечности жизни проскальзывают у Гомера, превращая его в настоящего Экклезиаста Греции:

"Листьям древесным в дубравах подобны сыны человека.
Ветер одни по земле развевает, другие - дубрава,
Вновь расцветая, рождает, и с новой весной возрастает;
Так человеки: сии нарождаются, те погибают
".

Люди подобны листьям - так же они гибнут и проходят, поколение за поколением, неудержимо, безвозвратно. Не только люди, но и всё проходит. Смерть царит и владычествует не только в жизни человека, но и в жизни всего космоса. Поэтому Гераклит Эфесский восклицает: "Куче дерьма подобен этот космос!"

Где же прибежище от зол? сможет ли где-нибудь отдохнуть измученное сердце?

"Пристань от бед - смерть!" - доносится с разных сторон в ответ. Поэт Архит Митиленский печально размышляет:

"Право, достойны фракийцы похвал, что скорбят о младенцах,
Происходящих на свет из материнских утроб,
И почитают, напротив, счастливым того, кто уходит,
Взятый внезапно рукой Смерти, прислужницы Кер.
Те, кто живут, те всегда подвергаются бедствиям разным;
Тот же, кто умер, нашёл верное средство от бед
".

Об этом же поёт хор в трагедии Софокла "Эдип":

"Безрассудны и жалки по-моему те,
Что продлить хотят жизнь свыше меры,
Ибо долгая жизнь - только долгая скорбь,
Каждый день умножает страданья
".

Поэтому

"Высший дар - нерождённым быть;
Если ж свет ты увидел дня -
О, обратной стезёй скорей
В лоно вернись небытья!
"
Tags: Книга Мёртвых
Subscribe

  • Американская трагедия.

    — Что нужно, чтобы стать хорошим математиком? — Должен быть внутренний голос. Я очень люблю вспоминать историю про мою бабушку. Она…

  • Босяки.

    Художник Михаил Вачаев хорошо подметил эту странность современной молодёжи - ходить зимой в кроссовках без носков. Сегодня с утра было 13 градусов…

  • Четыре всадника Апокалипсиса.

    1. Непоти́зм (также кумовство́) — вид фаворитизма, заключающийся в предоставлении привилегий родственникам или друзьям независимо от их…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments