Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Парные имена.

Оказывается, вплоть до Среднего царства (ок. 1786 г. до Р. Х.) мужские и женские имена в Египте не различались. Дмитрий Мережковский говорит, что имена Осирис и Исида различаются только в современных языках, а на древнеегипетском языке они и писались, и произносились почти одинаково. До наших дней "дожили" лишь немногие подобные пары мужских и женских имён - Александр и Александра, Юлий - Юлия, Татиан - Татьяна, Жан и Жанна, Клавдий и Клавдия, Антон и Антонина, Лука и Лукерья, Олег и Ольга, Евгений и Евгения, - но в архаичной древности, по всей видимости, все имена имели "мужские" и "женские" эквиваленты. Не было исключительно "мужских" имён.

Надо полагать, что чисто "мужские" имена появились лишь в эпоху патриархата, и были они не именами, данными матерями при рождении, а прозвищами, кличками, обретёнными в мужских "междусобойчиках" (так же, как ныне зэки в тюрьмах или "ополченцы" в Донбассе известны более по своим кликухам-погонялам, чем по именам). Ныне в тырнете можно увидеть списки якобы древнеславянских имён, но, как правило, эти имена "фейковые", придуманные современными родноверами. Однако есть и подлинный список. Любитель-исследователь Н.М.Тупиков посвятил всю свою жизнь выписыванию из летописей и древних документов имён бояр, воевод и простолюдинов. Его труд в восемьсот страниц был издан посмертно в 1903 году. Здесь мы перечислим лишь очень малую часть собранных Тупиковым имен, которые достоверны и которые носили реальные русские люди.

Вот достоверные мужские имена:

Айда, Армяк, Баба, Бабка, Бажен, Бакула, Балуй, Баланда, Баран, Батько, Батьков Конь, Баян, Безверхий, Береза, Берендей, Безсчастный, Блоха, Бова, Богдан, Божко, Борода, Бык, Беда, Белоус, Варивода, Вепрь, Верета, Висло, Влад, Волес, Волк, Волос, Волох, Ворон, Второй, Вязьма, Гиря, Глаз, Гоголь, Головня, Голубь, Горностай, Грива, Гуляй, Губа, Деревня, Дичко, Домослав, Дрозд, Дубина, Дуда, Дух, Дед, Елка, Жало, Жолудь, Жихорь, Завид, Заяц, Зой, Иворь, Истома, Калинка, Камень, Калуга, Колоб, Колода, Коляда, Конь, Копыть, Корова, Красной, Кривой, Крик, Кудла, Кудря, Лада, Лебедь, Леля, Лета, Лихой, Лопата, Лох, Лунь, Лях, Мазай, Май, Масло, Медведь, Мезеня, Мертвой, Магута, Мороз, Мстьбог, Мять, Неделя, Неклюдь, Некрас, Неупокой, Нос, Обида, Око, Онега, Осока, Ореша, Пан, Первой, Пердло, Пес, Пинега, Погадай, Поганой Поп, Погаст, Погибло, Погожей, Погоня, Погоняйло, Погорелец, Пуп, Петух, Пята, Работа, Рай, Рак, Рогатой, Рожа, Руба, Руда, Русалка, Репа, Сапог, Сброд, Селезень, Святоша, Среда, Сила, Слизень, Слобода, Слово, Смерд, Смола, Собака, Соловей, Сова, Сокол, Сорока, Соха, Спица, Старой, Сука, Сума, Сусло, Серко, Тана, Тверь, Темная Деньга, Тетера, Тетка, Титька, Толстой, Томило, Топор, Третьяк, Трясисолома, Упырь, Умойся-грязью, Ус, Филин, Хитрой, Хмель, Хмара, Хромой, Худой, Цветной, Цыбуля, Чермной, Черт, Черномыс, Чет, Чура, Чурило, Шестой, Шея, Шило, Шиш, Шульга, Щеня, Явил, Юрло, Юр, Ярун, Ячмень.

Некоторые имена были составными, например, Ждан Попка, Хмара Левощ, Томилко Слепой, Добрыня Долгой, Треня Ус, Язык Мошна, Тонкий Скоморох, Шушило Швец, Упырь Лихой (имя новгородского священника, отмечено летописью в 1047 году).

Скорее всего, в эпоху матриархата не было собственно "мужских" имён. Все имена изначально были "женскими", но при рождении мальчика одно из "женских" имён немного видоизменялось и приобретало "мужское" окончание. Так и появились: Клавдий - от Клавдии, Олег - от Ольги и т. д. Точно так же у моей тёти появился кот по имени Маргаритик. На мой вопрос о таком странном имени тётя ответила, что думала сначала, будто котёнок - "девочка", и поэтому назвала его Маргаритой, а когда котёнок вырос, оказалось, что это - кот. Но он уже привык к имени Маргарита, и поэтому тётя стала звать его Маргаритик.

Почему "женские" имена первичнее мужских? Ну, во-первых, потому, что матриархат первичнее патриархата. Во-вторых, первоначально считалось, что бессмертными душами обладали только женщины; "бездушные" же мужчины не обладали личностями, лицами, а потому не имели и собственных имён. В-третьих, всеми этими делами по наречению имён всегда традиционно занимались матери. Может быть отчасти потому ещё Церковь передвинула крещение на младенческий возраст, чтобы отобрать у женщин эту привилегию.

Tags: Египет, матриархат, языкознание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments