Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Искусство как "окно" в иной мир.

e_v_ikhlov в КАЗУС ПАВЛЕНСКОГО: ВОЙНА С КУЛЬТУРОЙ пишет:

"Если представить историческое бытие иерархично, то Искусство – это не просто изображение модели мира, модели культуры, но изображение этой модели с позиции следующего «килотренда». Но он – зазеркалье, объективный враг существующего бытия. Поэтому Искусство видит существующую Культуру и существующий Социум глазами ненавидящего/презирающего/боящегося их будущего. И необязательно это взгляд из следующего «килотренда», может быть и из через-следующего…

И это не просто отрицание существующего социального бытия, это отрицание его смыслов, его языка. <...>

Поэтому Искусство, достойное этого имени, всегда враг существующего. И хорошего, и плохого.

Художник же – это медиум метакультурных процессов."

Да, пожалуй, в этом-то и заключается критерий оценки подлинного искусства. Подлинный художник - это всегда медиум. "Поэт в России - больше чем поэт" (Евгений Евтушенко). То есть уже не только поэт, но и пророк отчасти. То же можно было бы сказать и о писателях, о режиссёрах...


Подлинное искусство всегда изображает иной мир. Оно всегда есть "луч света в тёмном царстве". Пусть этот лучик - тусклый, едва приметный, но без него совсем нет искусства. Мир сей - юдоль скорби и печали. Тут сильные пожирают слабых, и нет конца насилиям и преступлениям... Бесконечный "Бандитский Петербург"... И тем ценнее откровение иного мира через искусство. Пусть этот мир - призрачный, едва уловимый, но всё равно это бальзам на наши израненные и истерзанные души.

В своё время на меня сильнейшее впечатление произвёл фильм
Виталия Мельникова "Старший сын" по одноимённой пьесе Александра Вампилова.

Старший сын

Евгений Леонов сыграл в этом фильме святого (без всяких кавычек) человека - Андрея Григорьевича Сарафанова. Из него, как из святого, так и сыплется благодать во все стороны. И студент-повеса Владимир Бусыгин (Николай Караченцев) "заражается" от него этой благодатью. Прямо на глазах происходит его преображение, сродни религиозному. И новое рождение в качестве "старшего сына"...

Вот это и есть подлинное искусство. Оно показывает то, чего "не бывает".

Эта "небывальщина" в семье Сарафановых чем-то напоминает евангельскую "небывальщину". В мире сем сильный говорит слабому: ты мне должен ноги мыть и воду пить. В Царствии же Божием всё по-иному. "Иисус же, подозвав их (учеников Своих), сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих". И, чтобы не быть голословным, Иисус на Тайной Вечере омыл ноги Своим ученикам.
Tags: искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments