Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Революция как "Сизифов труд".

набегающие на берег волны

Глядя на картину набегающих на берег волн, я подумал: а не так ли обстоит дело и со всеми политическими революциями? За мощным "приливом" неизбежно следует "отлив", и всё возвращается "на круги своя"...

В своё время Великая французская революция наделала много шума. Но вот, на самом гребне волны, появился Наполеон, "сын революции". Он "оседлал" революционную волну, направил её в военно-государственное русло, перемолол в войнах цвет француской нации, и волна пошла на спад. Произшла реставрация Бурбонов, а парижские клошары, напившись дешёвого пива, били себя в грудь и кричали: "За что боролись?! За что кровь проливали?!"

Прилив француской революции докатился аж до Москвы в 1812 году, а прилив русской революции грозил, подобно цунами, захлестнуть всю Европу. Так, по крайней мере, пелось в популярной революционной песне тех лет: "Но от тайги до Британских морей // Красная армия всех сильней...". Однако революционный прилив разбился под стенами Варшавы в 1920 году. Русскую революцию "оседлал" "сын революции" Сталин. Подобно Наполеону, он направил энергию революции ("пассионарность") в военно-государственное русло, перемолол в репрессиях и войнах цвет русской нации, и после него волна стала откатываться назад.

Впрочем, волна откатилась бы назад и без Сталина. Увы, такова уж природа человеческой натуры. В советской России чуть ли не с самых первых дней процветали блат и кумовство. Заняв различные государственные "высоты", большевики потащили за собой в Москву своих родных, друзей детства, подруг молодости, всяких знакомых и знакомых знакомых... Г. А. Ландау пишет: "Большевистский строй, опрокинувший социальную пирамиду, давший господство социально - низам, морально - отбросам, культурно - невежественным, и в еврействе вытянул на поверхность соответствующие элементы, открыв свободный путь наглости, проворству, всякому отщепенству, всему не помнящему родства" (Ландау Г. А. Революционные идеи в еврейской общественности // Россия и Евреи. Париж: YMKA-Press, 1978. С. 110). Г. А. Ландау говорит о евреях в советской власти, но ведь абсолютно то же самое можно было бы сказать и о русских. Уже при Сталине произошло "обюрокрачивание" советской власти. Советская бюрократия создала подходящую почву для процветания мещанства. И начался откат, закономерно завершившийся "перестройкой"...

Наверно, именно поэтому Иисус Христос был подчёркнуто аполитичен. И в самом деле: зачем "гнать волну" (революционную), если всё рано, рано или поздно, наступит "откат" и возвращение в исходную точку? Зачем совершать бессмысленный "Сизифов труд"? Не лучше ли заняться самим собой? Самообразованием, например.

Жил такой древнегреческий философ по имени Эпиктет. Один из "столпов" стоицизма. А был он большую часть жизни обыкновеннм рабом в Риме. Что не мешало ему стать великим философом... А что, если бы он всю свою энергию и всё своё время потратил на борьбу с рабством и Римом?  Тогда философ Эпиктет не состоялся бы. Вместо философа стал бы из него какой-нибудь бунтарь, каковых было много в истории. И катил бы он свою бочку на Рим, как Сизиф катил камень в гору. И сорвался бы камень с кручи, и разбил бы ту бочку в дребезги.

В общем, Эпиктет поступил мудро. Слишком мало дано человеку времени и сил. И надо их использовать так, чтобы "не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Да, доживи Павел Корчагин до перестройки, ему именно было бы "мучительно больно". Потому что все его Сизифовы труды пошли "коту под хвост". За что он, спрашивается, боролся, за что кровь проливал?
 
Tags: историософия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments