Христианский анархизм – это традиция в религиозной, философской и общественно-
Безусловно, не существует и не должно быть искусственного соединения христианства и анархизма. Следует помнить, что изначально учение Христа и апостолов было анархическим по своей сути. Ведь само представление о свободе как цели человеческой истории в европейской цивилизации сформировалось впервые как раз в рамках христианского учения. В христианстве Бог как изначально свободный творец мира создаёт человека по своему образу и подобию, а значит – так же свободным в своём выборе, способным к самостоятельному творчеству жизни, не нуждающимся в какой-либо власти извне. В этом и заключается в христианстве главное обоснование возможности анархических, безвластных отношений между людьми.
Путь христианина к Богу проходит не через государство, принуждение, указ свыше, – он может быть лишь добровольным, происходить на основе горизонтальных связей – через общение с ближними. Заложенная в учении Христа идея о добровольном принятии благодати противоречит всякой власти, внешней по отношению к человеку. Вспомним слова Иисуса, изложенные в Евангелии от Матфея: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» [4: 10]. Слово Божие принимается как Дар, признание его истинности, справедливости, происходит также добровольно, на основе морального авторитета. Человек свободен в принятии и отторжении Благодати. Добровольно принятое Слово Божие (учение Христа) является для христианского анархиста единственным правилом, которым он руководствуется в своей жизни. Ставя на место учения Христа государство, законы, власть чиновника, предпринимателя, собственность, христианин предаёт свою веру. С этой точки зрения христианский анархист отвергает государство, как правление группы лиц, присвоивших себе исключительное право на власть и самовольное принятие решений, от которых зависят судьбы других. Стоит здесь привести слова, произнесённые в начале XX века христианским философом С. Булгаковым, в то время разделявшим идеи христианского социализма (хотя он и не был анархистом с точки зрения пропагандируемого социального идеала, как доказывает исследователь М. Колеров в книге "Не мир, но меч"): «Но именно потому, что природа человека греховна, его нельзя допускать к власти… Если власть есть результат греха, то она есть и один из его источников, или даже сильнейший источник». Христианский анархист признаёт за каждым человеком лишь право распоряжаться собственной судьбой, но не иметь власти над другими людьми. Государство и капиталистические отношения сторонники христианского анархизма стремятся заменить организацией общества, основанной на свободном объединении общин, каждая из которых представляет свободный братский союз личностей.
С этой же точки зрения христианские анархисты отвергают сложившуюся в
С точки зрения последовательного
- эксплуатации и присвоении чужого труда;
- узурпации права на использование природных ресурсов, данных Богом в равной степени всем людям;
- стимулировании стремления к обогащению любой ценой;
- разжигании отношений «войны всех против всех» в рамках конкурентной борьбы;
- формировании у человека системы ложных потребностей и подчинении его этического и интеллектуального развития потребностям экономической конъюнктуры.
Безусловно, любая экономическая система (в том числе – рыночная экономика), основанная на данных принципах, ограничивает право человека на жизнь, данное Богом. Христианство, напротив, всегда исходило из идеи самоценности личности каждого человека как образа и подобия Божьего. Все люди, с этой точки зрения, бесценны перед Богом. Экономические рыночные отношения, как и авторитарная система управления, заранее подрывают этот принцип, сортируя людей на «ценных» и «неценных», «важных» и «неважных». Человек превращается в одномерное существо, ориентированное на постоянную погоню за увеличением уровня потребления, повышение прибыли предпринимателя. В силу своих убеждений христианские анархисты стремятся к преодолению рыночной экономики и лежащих в её основе отношений конкуренции.
Альтернативой антихристианским порядкам, основанным на эксплуатации человека человеком, христианские анархисты считают экономику, построенную на принципе “omnia sunt communia” («всё принадлежит всем», «всё принадлежит общине»), провозглашавшемся в «Деяниях апостолов» как правило социально-экономической жизни первых христианских общин. В основе этого принципа – отказ от частной собственности и признание средств производства и потребления принадлежащими всей общине, право каждого общинника на наделение его необходимым для жизни, братская взаимопомощь в труде, управление экономикой на основе принятия осознанных решений коллективами общинников.
Христианское учение, вопреки большинству известных нам политических доктрин (либерализму, социал-демократии, большевизму), отвергает идею о том, что воплощение гармоничных отношений нужно откладывать на весьма отдалённое будущее, пожертвовав им в интересах практической политики. Христианские анархисты выступают за немедленное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы. С точки зрения христианских анархистов, личность является первичным и единственным полноценным субъектом общественной жизни. В качестве ведущего фактора перемен в христианском анархизме выдвигается этическое развитие личности. Преодоление социальной несправедливости и угнетения возможно не в результате захвата власти и проведения «реформ» сверху, а лишь в результате изменения общественных отношений, готовности к этим переменам отдельного человека. Стремясь последовательно отражать идею о единстве убеждений человека, целей его деятельности с повседневной практикой, христианские анархисты полагают, что преображение современного общества по принципаи братства и самоуправления возможно при условии постепенного воплощения в жизнь значительным числом людей отношений, основаных на любви, самопожертвовании, свободе и равенстве.
Христианские анархисты призывают как
Отсюда – направления деятельности, которые могут осуществляться современными христианами и анархистами:
- изучение истории христианства и христианского анархизма, связанных с ними философских и теологических проблем;
- поиск христианских ответов на наиболее актуальные вопросы нашего времени;
- распространение идей христианского анархизма, просвещение на этот предмет христиан и анархистов;
- сближение антиавторитарно настроенных представителей различных христианских конфессий;
- возможно – попытки самостоятельно или в рамках более широких социальных движений реагировать на вызовы капиталистической и государственной системы.
Лично у меня вызывает подозрение вот этот пассаж: "Христианские анархисты выступают за немедленное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы".
Робяты, а кто же вам мешает прямо сейчас воплощать в жизнь свои принципы гармонии и свободы? Страна у нас - большая. Особенно - Сибирь. Там, "в глухомани, в лесу", живут общины староверов. Там же где-то и община Виссариона. Почему бы и христианским анархистам не собраться вместе и воплотить в жизнь свой проект? Если власти станут чинить препятствия, так можно эмигрировать в Бразилию, "где много диких обизьян". Между прочим, некоторые общины староверов (и не только староверов) так и сделали.
Я тут уже писал об этом в заметке Почему коммунисты не желают жить в собственных коммунах? Христианские анархисты тоже, видимо, как коммунисты, хотят, чтобы другие воплощали в жизнь их принципы гармонии и свободы? А они бы сидели, как важные господа, в администрациях и указывали всем, как и что делать. Но тогда это был бы уже не христианский анархизм, а очередное издание "совка" с паразитирующим классом бюрократии на шее у народа.
Нет уж, вы, робяты, сначала сами поживите на принципах гармонии и свободы, и, если вы не перегрызётесь через неделю в своей коммуне, тогда выкладывайте свои видеоролики на YouTube. Но, боюсь, мы этого не дождёмся и до второго пришествия. Все почему-то норовят захватить власть, как большевики, а потом, используя "старорежимное" государство как аппарат насилия, проводить в жизнь "принципы гармонии и свободы". В результате получается такое уродство, что лучше бы уж не трогали ничего своими "кривами ручками" и оставили всё, как есть.