Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Кельтские нательные крестики на Руси.

starcheolog в Нательный крест, XIV в. выложил изображение нательного креста, который был найден Старорусской археологической экспедицией НовГУ в 2004 г. на Пятницком раскопе в Старой Руссе в слоях, датированных XIV в.

нательный крест
Вид до реставрации и после

Крест "имеет очень необычную форму", - .написал в своём блоге starcheolog.

Да, для современного православия форма действительно необычная. Но, видимо, в до-монгольской Руси (а в землях Великого Новгорода - и позже) эта форма не была такой уж необычной. Эта форма напоминает нам традиционный кельтский крест.

ирландский крест

Дело в том, что после Великого переселения народов и крушения Римской империи Ирландия стала прибежищем образованных людей. Когда Европа оказалась под пятою варваров, Ирландия - в силу своей удалённости и изолированности - оставалась единственным местом, где процветали науки и искусства. Заславский Виктор Александрович пишет: "При каждом монастыре в Ирландии была библиотека и скрипторий, где переписывались книги. [1] При этом кельтские книгочеи были гораздо терпимее к языческой культуре, нежели их римские коллеги". В средневековой Ирландии произошёл удивительный симбиоз христианства и язычества, и символом этого симбиоза стал кельтский крест.

В то время, когда римская церковь находилась под варварской пятой, ирландские монахи занялись миссионерской деятельностью. Они распространили своё влияние на всю Европу; приходили они и в земли славян, особенно много их было в землях Великого Новгорода. Известно, что ирландские монахи составляли алфавиты для бесписьменных племён и народов, чтобы записать Евангелие на их родном языке. Есть гипотеза, что глаголица была изобретена именно ирландцами с миссионерскими целями.

Так или иначе, но ирландские миссионеры прибыли в земли Великого Новгорода задолго до варягов. И оставили там свои кельтские кресты. Алексей Широпаев пишет: "Многим – и тем, кто побывал в Новгороде, и тем, кто просто читал о нем, листал альбомы – бросаются в глаза разнообразные кресты в круге, кельтские кресты. Они встречаются повсюду: на стенах храмов в виде барельефов, в самих храмах; например, каменный Алексеевский крест в Софийском соборе (1376), деревянный Людогощинский крест (1359) и другие. Крест такого типа был чуть ли не государственной эмблемой Новгородской республики, его – красным по белому – изображали на парусах новгородских ладей."


Реконструкция новгородской лодьи.


Изборская крепость. Башня Вышка. XIV в.


Кельтский крест на стене Изборской крепости.

Получается, что основную, "черновую" работу по христианизации славян проделали безвестные ирландские монахи. Они "вспахали" славянскую целину, посеяли зёрна Евангелия, а урожай собрал и присвоил себе "равноапостольный" князь Владимир. Собственно, вся его работа состояла лишь в том, чтобы признать де-юре христианство, которое уже давно существовало у славян де-факто. Но оно до князя Владимира существовало вне государственной юрисдикции, "само по себе", как в Римской империи до императора Константина. Владимир стал "крышевать" христианство. Он "импортировал" из Византии греческих епископов, которыми заменил местных "дома-рощенных" славянских священнослужителей, бывших под влиянием ирландской церкви. Постепенно о мощном ирландском влиянии совсем забыли, и русское христианство стали целиком "выводить" из Византии. Но остались кельские нательные крестики, которые свидетельствуют о духовном родстве до-монгольской Руси и Европы.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] ortolog пишет в комменте к статье дьякона А. Кураева "Еще одна средневековая традиция возрождается":  "А, например, в Московии за нахождение в келье чернил и бумаги (при Иоанне Васильевиче IV или Иосифе Волоцком), бить монаха полагалось до снятия кожи, затем посыпать содранное место снегом вперемежку с солью и далее, снова батагами бить по-мокрому нещадно (дабы не мог встать самостоятельно). Так понималось: предати таковаго сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор.5.5)".

Tags: Древняя Русь, символика, христианство
Subscribe

  • Фратрии и роды.

    В древности племена, ведущие традиционный образ жизни, делились на фратрии. Фратрий могло быть две или четыре. У селькупов, например, было две…

  • К вопросу о происхождении славян.

    Сейчас, осенью, в саду на земле лежит много спелого боярышника, упавшего с дерева. Дни стоят тёплые, местами даже жаркие, и в такой благодати…

  • Про князя Святослава (2).

    Недавно я писал про русского (не славянского!) князя Святослава. Святославу "взбрендило" перенести свою столицу из Киева поближе к…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments