Верю, что в царстве Сатурна Стыдливость с людьми пребывала:
Видели долго её на земле, когда скромным жилищем
Грот прохладный служил, которго тень заключала
Вместе весь дом - и огонь, и ларов, и скот, и владельца;
В те времена, что супруга в горах устилала лесное
Ложе соломой, листвой и шкурами дикого зверя.
Эта жена не такая была, как ты, Цинтия, или
Та, чьи блестящие взоры смутил воробей бездыханный:
Эта несла свою грудь для питания рослых младенцев,
Вся взлохмачена больше, чем муж, желудями рыгавший...
Только в то время, считает Ювенал, женщины были целомудренны, а браки не осквернялись. Но едва лишь цивилизация чуть-чуть развилась, чистота нравов испарилась:
С самых старинных времён ведётся, мой Постум, обычай
Портить чужую постель, издеваться над святостью ложа.
Скоро Железный век все другие принёс преступленья, -
Первых развратников знали уже и в Серебряном веке.
Ныне же терпим мы зло от долгого мира: свирепей
Войн налегла на нас роскошь и мстит за всех побеждённых.
Римская бедность прошла, с этих пор у нас все преступленья
И всевозможный разврат...
А вот перед нами Ювенал, тоскующий по "старым, добрым временам" царства Сатурна (или Золотого века), и при этом у него нет и намёка на "свирепую редукцию". Перед нами пример чистого традиционализма, без примеси фундаментализма.
Что же касается фундаментализма, то он может быть связан с традиционализмом, а может быть и нет. Фундаментализму всегда присущ некий "местечковый" характер, даже если это фундаментализм таких мировых религий как христианство или ислам. Христианский фундаментализм не распространяется за пределы христианства, а исламский - за пределы ислама. Традиционализм же подобен древним гностическим системам, которые носят универсальный характер. Они "вмещают" в себя и христианство, и языческие мистерии. Фундаментализм "по-мужски" напрочь отрицает всё то, что не "вмещается" в его картину мира, тогда как традиционализм - напротив - "по-женски" всё приемлет и примиряет в своём универсальном "лоне".