хрестьянин

"Новый Иерусалим" Ивана Мурашко: сектантская коммуна в Полесье (1).

Автор - Скакун Р. Л., науковий працівник Українського католицького університету.

"У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа, и [...] всё у них было общее [...]. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду"(Деян. 4: 32-35). Неизвестно, в какой степени и как долго хранился этот идеал единства в раннехристианской общине, но последователи христианского учения не раз пробовали воспроизвести его в своей жизни. Здесь можно вспомнить и о коммунах анабаптистов XVI в., и о социальных экспериментах американских сектантов, и о тех формах "религиозного коммунизма", которые практиковались различными течениями "духовного христианства" в России, где евангельские идеи вступали в резонанс с живым ещё институтом общественного землевладения и хозяйствования.

История украинских земель знает как минимум одну попытку практической реализации христианской утопии: "Новый Иерусалим", который построил в 30-х годах на украинском Полесье Иван Мурашко, основатель секты "евангельских христиан - святых сионистов" (также известных как "сионисты-мурашковцы" ). Этот интересный эпизод не нашел ещё должного освещения в историографии: единственная работа, где более или менее подробно освещена история и организация мурашковской коммуны - это диссертация Болеслава Камейши из Берестья [21]. Кроме того некоторые схематические сведения представлены в брошюре того же автора [20], а отдельные моменты, опирающиеся на рассказы современных сионистов, описаны в работе Иустины Хмелевской из Варшавы [17]. Работа Б. Камейши не лишена недостатков, типичных для советской литературы на темы сектантства: это изначально негативная установка, которая подчиняла освещение темы идеологической задаче критики религии. Поэтому было бы нелишне с объективных позиций, опираясь как на древние, так и на вновь раздобытые материалы, заново описать и обдумать этот интересный и неординарный эпизод из истории украинских земель. В этом мы будем опираться прежде всего на доктринальные документы "сионской веры" (откровения, обращения, письма), на разговоры с сионистами, записанные нами лично и Б. Камейшею в 60-х годах ХХ века, и на некоторые документы из архивов Берестья и Ровно.


Иван МурашкоСекта мурашковцив сформировалась в 1932-34 годах вокруг Ивана Мурашки, "пророка Ильи, Ангела Завета и Отца Сиона", и его "духовной жены" Ольги Кирильчук, "Матери Сиона и Жертвы Христовой". Иван Мурашко, 1891 г.р., уроженец села Розмирки Косовского уезда на белорусском Полесье, в 1905 году эмигрировал в Америку, чтобы в 1925 вернуться и стать одним из самых активных проповедников пятидесятничества на Полесье. Мурашко считал себя пророком, на котором лежит печать Божья, и его деятельность сопровождали многочисленные "чудеса", о которых здесь не место говорить подробно. В 1931 году он встретился с "пророчицей" Ольгой Кирильчук, 1885 г.р., которая после обращения на пятидесятничество разошлась с мужем-православным и ходила по сёлам, произнося полученные от Бога откровения; в августе 1932 г. "по приказу Божьему" Мурашко вступил с Ольгой в "духовный брак".

Ключевым моментом в создании новой "сионской веры" стало "снятие печатей" с Ольги Кирильчук, которое произошло в 1932-33 годах и должно было стать - по откровениям самой же Ольги - искупительной жертвой за грехи мира: Мурашко с помощью бритвы делал на её коже глубокие надрезы, а кровь, стекавшую из ран, собирал в бутылки. Впоследствии эта кровь использовалась для различных ритуальных целей: её выливали в реку Горынь для освящения мира, ею омывали верующих-сионистов, её использовали для лечения больных и тому подобное.

Большинство мурашковских последователей были, как и сами Мурашко и Ольга, выходцами из пятидесятничества, а само движение отмечался характерным для пятидесятничества мистически-экстатическим культом: радениями с танцами, хлопками в ладоши, говорением "на языках" и пр. Как и большинство пятидесятников, сионисты негативно относились к военной службе. Ещё одной характерной особенностью была иудейская ветхозаветная регламентация: сионисты праздновали кроме воскресенья также и субботу, соблюдая при этом соответствующие ветхозаветные предписания (в субботний день не готовили еды, не топили печь и т.д.). Они также не употребляли свинины и другого "нечистого" мяса; убой скота производил специальный мясник-"резник" по типично иудейскому обряду. Согласно "Сионскому закону", мужчины-сионисты должны были отпускать бороду и коротко стричь волосы, а женщины - в традиционном крестьянском духе - непременно носить платки, длинные платья и блузки с длинными рукавами, а также фартуки.


мурашковцы 1
В начале 1936 года в жизни секты начался новый этап: в одном из откровений сионистам был дан приказ переходить от проповеди Царства к его строительству и основать город Новый Иерусалим, о котором сказано в Откровении Иоанна Богослова. Это должно быть видимое воплощение того Сиона, который должен в конце времён объединить всех верующих и спасённых: "Бог чрез откровения огласил, чтоб строить город новый Иерусалим. Твёрдо верим, что Бог устраивает Своё Царство через нас, сионистов. И вы, когда оставите грехи и начнёте исполнять заповеди Божии, станете участниками в построении Царства Его ", - писал Мурашко в своих воззваниях [13 c. 21]. Именно там, в Новом Иерусалиме, должно было состояться второе пришествие Христово. И для этого великого дела пророк Илья призвал своих последователей продавать дома и всё хозяйство и жертвовать деньги на развитие Сиона. Местом построения Нового Иерусалима был избран хутор Заричица около с. Бережница Сарненского уезда, где проживала Ольга Кирильчук со своими детьми.

Некоторый свет на приготовления
Мурашко к построению Нового Иерусалима проливает  его письмо, которое можно предположительно датировать январём 1936:

"Извещаю, что часть земли, несколько десятков гектаров, куплено [...] ведутся торги о сотнях гектаров в других местах [...], и сейчас идёт осмотр приторгованной земли, а когда дело придёт к концу и кроме [.. .] задатка придётся оплачивать сумму, то понадобятся деньги, поэтому подыскивайте купцов на землю. Когда получите повеление продавать, то тогда быстро и скоро можете продавать [13 c. 79].

На призыв
Мурашко откликнулись десятки его последователей. Среди первых был один из его ближайших соратников, «апостол» Яков Лемеза с Ольшан, который продал всё своё хозяйство за 18000 злотых и положил эти деньги к ногам пророка Ильи. "Апостол" Тимофей Румак внёс 12000, "апостольские ученики" Александр Пархомчук и Моисей Янчук - 6000 и 5000 злотых соответственно. Другие, менее состоятельные, давали меньше: 3000, 1000, 800, 200, 90 злотых. Некоторые продавал только часть земли, например Игнатий Леонович, что продал 1¼ гектара из 5 и внёс 600 злотых, или Иван Тимонюк, что продал 6 гектаров из 16, оставив остальную землю на двух своих сыновей, и внёс 1000 злотых. Часто продажи земли и дома не допускали члены семьи, которые не разделяли сионской веры. В конечном итоге, многие сионисты не смогли переехать в "Сион" - они будут приходить в Новый Иерусалим только время от времени, на субботние собрания [9; 6, л. 50-52].

Как рассказывает сионист Ефим Василюк из Бендер, ему было десять лет, когда отец продал целое хозяйство и переехал на Сион:

"Всё это по Вере. Велика была Вера ... Сам народ, никто не гнал, все они сами шли, добровольно. Было нам дано повеление. У нас дома, я помню, как стояли и Мать Сиона слушали, и через неё говорил голос Божий: за тринадцать дней чтоб вы уже были там - ваша семья, жены семья, [всего] там пять семей уезжали" [ из с. Подлески на Ровенщине] ... [16]



Источник

via murasz