Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Вавилонская башня как прообраз государства.

Древние традиционные общества жили по типу семьи. Когда семьи жили победнее, то они съедали всё, что добывали, и больших излишков не оставалось. Это мы и видим на примере Чатал-Хуюка (7400 г. до Р. Х. -  5600 г. до Р. Х.), где ещё не было храмов.

Чата-Хуюк

Когда же семьи - с появлением сельского хозяйства и скотоводства - разбогатели, у них появились излишки. Решено было складировать их в одном месте и раздавать по праздникам. Вот, собственно, с этой целью и воздвигались храмы. Они являлись центрами накопленных богатств.

Вавилонский храм

Эти богатства стали соблазном для определённой категории населения, чтоб "экспроприировать" их и жить безбедно за их счёт. "Экспроприаторы" стали князьями и царями. Они набрали себе головорезов, чтоб другим неповадно было "экспроприировать". Храмовая охрана стала прообразом армии и полиции. А всякого рода царские лизоблюды, занимавшиеся перераспределением храмовых богатств, стали прообразом государственной бюрократии.

Об этом хорошо написал Игорь Шафаревич в своей книге "Социализм как явление мировой истории":

"...в древнем Шумере в конце IV и начале III тысячелетия до Р.Х. <...> в каждом царстве храмы остаются основными хозяйственными единицами. Классическим примером такого хозяйственного центра является хозяйство храма богини Бау в Лагаше (XXV-XXIV вв. до Р.Х.), от которого сохранилась подробная отчетность и статистика в форме громадного числа клинописных табличек. Это дает возможность восстановить многие черты жизни Шумера той эпохи.

Существовало два способа обеспечения лиц, работавших в хозяйстве храма богини Бау: выдача натурального довольствия и выделение наделов для "кормления" с них. В наделы распределялась меньшая часть храмовой земли, большая же ее часть находилась в ведении храма и обрабатывалась партиями работников. Эти работники считались принадлежащими хозяйству и назывались "люди хозяйства богини Бау" (65, с. 142). Они ежемесячно получали натуральное довольствие со складов храма. В архивах храма сохранилось много списков таких рабочих, причем некоторые списки повторялись из года в год. Здесь встречаются такие группы, как "носильщики", "не поднимающие глаз" (толкуются как чернорабочие), "рабыни и их дети", "люди, получающие по отдельным табличкам". Все они получали довольствие по близким нормам. В списках они фигурируют партиями во главе с начальниками - "главными земледельцами". Мужчины не являются представителями семей при распределении продуктов, а лишь единичными получателями. Отдельно упоминаются женщины и дети; еще одну категорию составляют сироты (65, с. 166). По-видимому, эти рабочие не имеют частного хозяйства, они не могут составить себе запасы продовольствия, но и не обязаны покупать его на стороне: храмовый склад снабжает их необходимым. На каждой табличке стоит имя получившего продовольствие начальника партии и выдавшего чиновника. Очевидно, рабочие (обычно ежемесячно) приходили на склад партиями во главе с начальником и получали паек, состоявший в основном из зерна - пшеницы и ячменя (65, с. 151).

<...> Рабочие не обрабатывали порознь отдельные участки, но работали партиями под надзором начальников. Рабочие сдавали весь продукт своего труда администрации. Все средства производства, включая рабочий скот, выдавались начальникам партий со склада, а после конца работы туда сдавались. На складах содержались плуги, мотыги, цепы, вьюки, хомуты и ярма для рабочих быков. Шкуры павших животных "главными земледельцами" сдавались на центральный склад, а оттуда получался фураж для рабочих быков и ослов. Все эти операции подробно фиксировались в отчетности (65, с. 176-177).

Собранное зерно сдавалось "главными земледельцами" администрации хозяйства и после обмолота поступало на склады для выдач. Обо всем этом составлялись ведомости с указанием размеров полей, с которых поступало зерно.

Тем же способом обрабатывались финиковые плантации и виноградники. По-видимому, существовали нормы выработки: в одном документе указывается, что принято фиников сверх положенной нормы, так как это "остаток", недоданный в прошлом году (65, с. 179). Находящиеся на натуральном довольствии лесничие отрядами работали на лесных участках, откуда поступало на склады ценное в безлесной стране дерево. Так же велось и скотоводство - пастухи, которые пасли принадлежавший храму скот, получали со склада продовольственные пайки для себя и фураж по фиксированной норме для прокорма скота. И рыбное хозяйство основывалось на тех же принципах - рыбаки были организованы в отряды, были установлены нормы выработки, вся добытая рыба сдавалась на склады (65, с. 184).

Все работавшие в хозяйстве храма богини Бау, обеспечивались одеждой: со складов выдавались либо готовые изделия, либо шерсть (65, с. 192)."


Tags: архаический мир
Subscribe

  • Прежде нежели был Шумер, Элам бысть.

    "Шагающая фигура человека с козьими рогами, накидкой из козьей шкуры и изогнутыми вверх носками обуви" (музей Метрополитен в Нью-Йорке).…

  • Не хлебом единым.

    В продолжение записи Что было раньше: пиво или хлеб? Пиво появилось раньше хлеба. И вообще, земледелием люди занялись именно ради хмельного…

  • Сказ про избушку. Не лубяную, а костяную.

    И снова про мамонтов... Я уже неоднократно поднимал эту интересную тему, пытаясь уяснить смысл охоты на этих представителей мегафауны при изобилии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments