Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О лабиринте Патрика.

Автор - Иванов Александр Николаевич.

Лох-Дерг

На севере Ирландии, в графстве Донегол есть озеро Лох-Дерг, что означает «Красное озеро». Согласно местному преданию красноватый оттенок вод это озеро, получило после того, как по благословению св. Патрика, некий отважный воин, по имени Конан, победил чудовищного дракона, кровью которого окрасились воды. Окись железа, действительно придает водам красноватый оттенок, точно также как и кровь имеет сообразный цвет благодаря наличию в ней гемоглобина, содержащего железо.

Но озеро знаменито не только этим преданием. Посреди озера есть маленький остров, на котором расположено т.н. «Чистилище святого Патрика». Собственно храм и шесть «покаянных лож», которые представляют собой каменные лабиринты, с крестом в центре, и посвящены одному из святых: самому Патрику, Бригитте, Брендану, Екатерине, Коломба, Давогу и Молейз. Паломники, посещавшие остров издревле, ходили по кругам лабиринтов, со специальной лестницей шепотом читая молитвы, а затем на коленях целовали крест.

Но чем интересна эта традиция ирландской церкви для нас? Точно такие же, каменные лабиринты до 25 метров в диаметре, сложенные из округлых валунных камней размером 10 — 40 см. есть и у нас на островах Соловецкого архипелага. Какими только причинами не объясняли их появление. Это и рыбатские постройки и основания древних келий и редутные сооружения и просто выходка чудаков. Но в настоящее время большинство исследователей датируют их временем европейского неолита — 3 тысячелетием до Р.Х., и утверждают их синхронность мегалитической культуре Западной Европы и аналогичным по форме памятникам, находимым повсюду на северном побережье Европейского континента включая Кольский полуостров, Норвегию, Швецию, Прибалтику и упомянутую уже Великобританию. Но что по-настоящему важно — так это их удивительная сохранность. В отличие от артефактов более позднего язычества, они практически не подверглись разрушению в христианскую эпоху, а возможно, даже и сознательно оберегались. Хотя фактов их культового значения в русской Православной традиции мы не находим.

Одно из описаний связывает изображение лабиринта с Сивилллой Кумской, перед входом в пещерный храм которой, бежавший из Трои Эней созерцает его изображение: «Вот знаменитый дворец, где безвыходна мука блужданий; / Только создатель дворца, над влюбленной сжалясь царевной, / Сам разрешил западни загадку, нитью направив / Мужа на верный путь (Энеида VI, 25)». И здесь нелишним будет напомнить, фразу приписываемую Сивилле в изображении на фреске Благовещенского собора Московского кремля: «От безневестныя и всечистыя Девы Богу явитися, низ в аде сущу, его же трепещут аггели и человечестии мысли». Именно в пещере рождается Христос, и именно в пещере Он погребается, чтобы совершить схождение во А/и/д и воскреснуть.

Рене Генон в своей замечательной книге «Символы священной науки» (см. гл. 29) проводит общую характеристику лабиринта, как места, которое либо открывает, либо запрещает попасть к точке своего Центра. И на этом основании проводит связь с инициацией. Он пишет: «…первоначально, лабиринт использовался в тесной связи с инициатической пещерой, потому что оба они, похоже, вначале принадлежали к одним и тем же традиционным формам, формам эпохи „людей камня“…». И далее: «…пещера является одновременно и местом инициатической смерти, и местом „второго рождения“, она должна рассматриваться как открывающая доступ не только к областям подземным или „адским“, но и к сферам надземным»…

Что касается острова на озере Лох-Дерг, то это полностью соответствует местным преданиям. Ведь во времена предшествующим расколу, под алтарем православного храма, находилась пещера, в которой, согласно преданию св. Патрик узрел два пути. Один — ведущий в преисподнюю, другой — на Небо.

Так, что же есть лабиринт? Это путь человека, или жизнь, понимаемая как паломничество к Единому Центру Мира.

Источник

===========================================================================================

Напишу ещё пару строк от себя.

"Удивительная сохранность" лабиринтов, по-моему, вытекает из двух обстоятельств. Во-первых, лабиринты являлись своего рода "святыми местами" древних язычников. Во-вторых, эти "святые места" находились, как правило, вдалеке от человеческих поселений. Святость места и его труднодоступность сделали своё дело. Кстати, довольно часто христиане строили свои храмы и монастыри на таких "святых местах". В частности, Соловецкий монастырь был построен рядом с древними лабиринтами.

Что же касается практического применения лабиринтов, то, я думаю, они использовались в финальной фазе каких-то языческих обрядов. Это было что-то в роде ритуального танца или радения. Радению предшествовал многодневный пост и очищение. Скорее всего, радение было коллективным, то есть по лабиринту бегала взад-вперёд цепочка ("змейка") людей. Целью радения было достижение пророческого транса. Также состояние транса имело целительный аспект. В социальном отношении, коллективный экстаз способствовал упрочению единства радеющих, то есть формировал из них духовную общину, члены которой переживали один и тот же мистический опыт.

Tags: мегалиты
Subscribe

  • Душещипательное.

    «Пронзённая тремя стрелами, она ревёт от отчаяния и бессильной ярости, волоча по земле парализованные конечности. Талантливое произведение…

  • Сцена охоты или шаманского камлания?

    Знаменитая композиция из пещеры Ласко: раненый бизон вонзает рога в лежащего на земле, по видимости мёртвого, человека; его оружие, род копья с…

  • Спасение через страдание.

    Это образец финикийского искусства Vlll века до Р. Х. А это - образец скифского звериного стиля. Подобных изображений, где некие хищные звери…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments