Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

"Плюсы" и "минусы" бесчувствия.

larkin_donkey в Путь к свободе. Часть I. Смерть приводит слова Джона Беннета о том, что человек всю жизнь "прячется" от смерти, как будто это его не касается.

"Лишь когда мы видим кого-то знакомого, лежащего мёртвым перед нами, тогда эта смерть обретает реальность для нас. Когда же люди умирают где-то "там", смерть их нереальна для нас. <...> В этом смысле, можно сказать, что всеобщая глупость или безрассудство является частью общих условий нашего существования."

Да, в известной степени, это так. Глупость, эгоизм и нечувствительность к чужой боли являются своего рода защитным "панцирем" для нормальной жизнедеятельности человека. Никакая нормальная жизнедеятельность невозможна, если бы человек знал о всех страданиях в мире и проносил их через своё сердце, если бы он видел и оплакивал все смерти на Земле. Я думаю, что если бы какой-то человек увидел всё это "в натуре", сердце его разорвалось бы в тот же день...

И я подумал: а Бог видит всё это? Наверно, видит. Бог же всеведущий и всезнающий. Как же у Него сердце не разорвалось от ежедневного созерцания миллионов смертей? Или у Него нет сердца? Или Он видит всё по-другому, не так, как смертные? Мы же не льём слёзы по скошенной траве... Хотя можно себе представить:

"О, если б вдруг цветы раскрыли рты,
Избавилось зверьё от немоты,
Заголосила б под косой трава:
Какие б услыхали мы слова?!
"

Эпикур считал, что боги живут в "междумириях" и фактически никак не сопереживают роду человеческому. Очевидно, это заключение он сделал из наблюдения над жизнью богов на Олимпе. Там боги пьют нектар бессмертия ("амброзия") и не делятся им с людьми. Они иногда спорят друг с другом, устраивают мелкие потасовки, но всё заканчивается "гомерическим" смехом; трагедия - у людей, у богов - комедия.

Выходит, что известная доля зашоренности и "узколобости" просто необходима как условие нормального человеческого существования? Ну да, для собственного психического благополучия человек отделяется от мира толстыми стенами, дверями и заборами. Как там у Макаревича в песенке "Наш дом":

"Двери покрепче справим, рядом на цепь посадим
Восемь больших голодных псов.
Чтобы они не спали, к дому не подпускали
Горе, врагов и дураков".

Но, парадоксальным образом, эта же "узколобость" является и причиной всех человеческих трагедий. a_avvakum в ВОЙНЫ. ЧТО СТОИТ ЗА ПОБЕДАМИ И ПОРАЖЕНИЯМИ? пересказывает сюжет французского антивоенного фильма: «Один человек лишний». В самый разгар второй мировой войны во Франции, в немецкой оккупации, живёт один человек, который не питает ненависти ни к одной из воюющих сторон. Для членов французского Сопротивления он выглядит как законченный ублюдок. Они, понимаш, жизнями своими рискуют, а он - нет! Он для них - чужой, "предатель". Хотя на самом деле он и для немцев такой же чужой и "предатель". Он просто чувствует общность со всем человечеством, а не с конкретными враждующими группировками. "Участники битвы не могут этого чувствовать, они разделены, они непоправимо(по крайней мере на время войны) отделены друг от друга пропастью ненависти. Они чувствуют общность только и только своих, своей группировки, стаи, отряда; он же(человек мира) чувствует общность человечества, как единой нравственной семьи в целом."

Я вот думаю, что, видимо, и Иисус Христос также во время жизни в Палестине был "лишним человеком". С одной стороны - римляне, с другой стороны - иудеи, а Он - "вне игры". Потому что со Своей Божественной точки зрения Он конечно видел, что вся эта грызня и яйца выеденного не стоит. Тогда, в то время, сикарии резали тех иудеев, которые не достаточно ярко выражали свою оппозиционность римским властям и, следовательно, являлись, по их мнению, "предателями". Но если взглянуть на эту картину из настоящего времени, то сикарии уже предстанут не национальными героями, а подлыми убийцами. Потому что нет уже той Иудеи, и нет уже тех римлян, и вся эта резня из нашего времени выглядит какой-то глупостью. Эй, кретины, вы за что людей резали? Израиль и без вашей резни построили в 1948 году.

То же можно сказать и всех других войнах. Чем больше времени проходит, тем более бессмысленными они выглядят. Кто-нибудь может объяснить, какой такой высший смысл был, к примеру, в первой мировой войне? Я лично никакого смысла в ней не вижу. И, исходя из нашего времени, самым умным решением для человека того времени было куда-нибудь "заныкаться" и любыми способами избежать участия в этой "мясорубке". Но то ж мы понимаем только сейчас, спустя 100 лет, когда все страсти улеглись. А тогда, в то время, это посчитали бы трусостью, дезертирством, "предательством". Иди, воюй за веру, царя и отечество! Хотя всего лишь через четыре года те же "патриоты" и пальцем не пошевелят, когда большевики расстреляют царя, переименуют отечество в СССР и станут грабить храмы.

Значит, не хватает у людей ума и широты души чувствовать общность со всем человечеством. С одной стороны, эта зашоренность помогает им строить свой маленький "рай" на земле, но, с другой стороны, бросает их в горнило войн за этот самый "рай".
Tags: размышлизмы
Subscribe

  • "Ноль" в математике и духовной жизни.

    Александр Филоненко говорит, что " ноль появился в Европе в 1202 году", и продолжает: " По-индийски ноль называется сунья -…

  • Про ритуал Кавади.

    linozka пишет про ритуал Кавади, который является формой поклонения Мурагану, сыну многорукого бога Шивы. " Начинается этот ритуал…

  • Священники и мистики (6).

    Альбигойский крестовый поход или Катарский крестовый поход ( 1209—1229 годы) — серия военных кампаний, инициированных Римской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments