Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Мана-поклонничество.

"Мана в верованиях народов Меланезии и Полинезии — существующая в природе сверхъестественная сила, носителями которой могут быть отдельные люди" (из Википедии). Мирча Элиаде пишет, что у меланезийцев "глава клана обладает мана; англичане покорили маори, потому что их мана оказалась сильнее; богослужение христианских миссионеров обладает мана, превосходящей мана местных ритуалов. Даже отхожие места имеют свою мана, будучи «приемниками силы» — той, которою обладают человеческие тела и их выделения". Хотя Элиаде не считает представление о мане универсальным явлением, присущим всему человечеству, однако же он приводит много параллелей маны у других народов мира: аренда - у ирокезов, оки у гуронов, земи у жителей Антильских островов, мегбе у африканских пигмеев (бамбути). нгаи у масаи, андриаманитха у мальгашей, петара у даяков и т. д. — все эти слова выражают то же понятие, что и мана.

Мне кажется порой, что первобытное представление о мана вполне себе живёт и процветает в толще русского народа. Иначе как объяснить культ личности Сталина? Как глава (большевистского) клана, он обладал мана. И не только он, но и все другие главы администраций также обладают мана. Все их распоряжения и бумаги пропитаны мана. Да, распряжения эти иной раз бывают глупыми и вредными, а "бумаги" свежевыпущенные отменяют "бумаги" прошлых лет, доказывая тем самым, что никакой мана в них нет, но это никак не сокращает количество манапоклонников. Интересно наблюдать, как такие манапоклонники гнут свои шеи перед самыми мелкими чиновниками, хотя никто их не "нагибает". Сами принимают позу вопросительного знака: "чего изволите?"

С особой наглядностью манапоклонничество проявляется в православной Церкви. Известен тезис, что небесная благодать, снизошедшая на рукоположенного священника, остается на нём всегда, независимо от того, живёт ли по-христиански этот священник или нет. Так внушали людям, чтобы упрочить в сознании непререкаемость авторитета церковнослужителя. В. В. Розанов в статье «Талантливость и бесталанность в духовенстве» писал: «Отец Матвей Ржевский кричит Гоголю (при первой встрече): «Зачем не подходите под благословение моё? Значит, бегаете благодати?». Он сам себе представляется каким-то мешком с благодатью, из которого она сыплется, как мука. Это, можно сказать, зверски-невежественное понятие о благодати и смешение себя с Богом — очень распространена как на Западе, так и у нас. «Значит, вы Богу не хотите повиноваться», — говорят вам, если вы выказываете поползновение не повиноваться духовному лицу; — «значит вы Бога не признаёте», — отвечают вам на попытку полемизировать с явно невежественной статьёй духовного журнала. Развился фетишизм лица, фетишизм фигур, фетишизм целого сословия: они все — маленькие боги, ходящие среди человеков, — и движущиеся мощи, каждая ждущая своей канонизации».

josef_brave в О свободе пишет: "Корень же этого извечного церковного недуга таится в неизжитой "инфекции" магизма, тлеющего в сознании верующих, и внушающего им неосознанное чувство некоего благодатного отличия и даже качественного превосходства предстоятелей по отношению к остальному церковному собранию. <...> С первых же времён в христианской церкви "свет клином сошёлся" на личностях епископов и пресвитеров. Регулярно воспаляется ересь и массовый грех против 2-й заповеди, когда широко звучат тезисы - "Слова священника - от Духа Святого", "Где епископ, там и Церковь", "Воля епископа - воля Божья". И при этом православные любят ругать католиков, признающих за одним епископом Рима особые духовные свойства, тогда как у нас фактически каждый первый поп воспринимается точно так же. Как буд-то в церкви и не слышали никогда, сказанное Богом через пророка - "Не надейтесь на князей [Церкви], - на сынов человеческих; в них же НЕТ спасения!" (Пс 145)".
Tags: современное общество
Subscribe

  • Рюрик, подельник Батыя.

    1203 - "Взят бысть Кыев Рюриком и Олговичи и всею Половецьскою землею. И створися велико зло в Русстеи земли, якого же зла не было от крещенья…

  • Государства и пирамиды.

    "Вся художественная культура стадии возникновения первых государств, установлений и законов независимо от местных вариантов проникнута…

  • Когда появилась рыночная экономика?

    Дэвид Гребер в своей монографии "Долг: первые 5000 лет истории" показывает, что деньги и рыночные отношения возникают лишь там, где…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment