Мне кажется порой, что первобытное представление о мана вполне себе живёт и процветает в толще русского народа. Иначе как объяснить культ личности Сталина? Как глава (большевистского) клана, он обладал мана. И не только он, но и все другие главы администраций также обладают мана. Все их распоряжения и бумаги пропитаны мана. Да, распряжения эти иной раз бывают глупыми и вредными, а "бумаги" свежевыпущенные отменяют "бумаги" прошлых лет, доказывая тем самым, что никакой мана в них нет, но это никак не сокращает количество манапоклонников. Интересно наблюдать, как такие манапоклонники гнут свои шеи перед самыми мелкими чиновниками, хотя никто их не "нагибает". Сами принимают позу вопросительного знака: "чего изволите?"
С особой наглядностью манапоклонничество проявляется в православной Церкви. Известен тезис, что небесная благодать, снизошедшая на рукоположенного священника, остается на нём всегда, независимо от того, живёт ли по-христиански этот священник или нет. Так внушали людям, чтобы упрочить в сознании непререкаемость авторитета церковнослужителя. В. В. Розанов в статье «Талантливость и бесталанность в духовенстве» писал: «Отец Матвей Ржевский кричит Гоголю (при первой встрече): «Зачем не подходите под благословение моё? Значит, бегаете благодати?». Он сам себе представляется каким-то мешком с благодатью, из которого она сыплется, как мука. Это, можно сказать, зверски-невежественное понятие о благодати и смешение себя с Богом — очень распространена как на Западе, так и у нас. «Значит, вы Богу не хотите повиноваться», — говорят вам, если вы выказываете поползновение не повиноваться духовному лицу; — «значит вы Бога не признаёте», — отвечают вам на попытку полемизировать с явно невежественной статьёй духовного журнала. Развился фетишизм лица, фетишизм фигур, фетишизм целого сословия: они все — маленькие боги, ходящие среди человеков, — и движущиеся мощи, каждая ждущая своей канонизации».